Тема отношений между властью и СМИ
выглядит особенно актуальной в эпоху, когда все большую ценность приобретает информация как инструмент снижения неопределенности в отношении текущей ситуации. Знание структуры отношений государства и СМИ и знакомство с современными технологиями манипулирования в массовых коммуникациях сегодня просто бесценно: оно не только позволяет лучше ориентироваться в информационном пространстве и получать из существующих медийных ресурсов максимально достоверные и объективные сообщения, но и предоставляет возможность использовать масс-медиа в собственных интересах.
В последнее время приоритетными направлениями государственной политики многих стран мира, включая Россию и Японию, является обеспечение нормативно-правовой, структурной и экономической основ развития собственных моделей информационного общества, а также нахождение алгоритма государственно-правового регулирова¬ния информационных отношений. Это чрезвычайно актуально как для России, которая находится в данный момент на начальном этапе построения и развития информационного общества, так и для Японии, где такая модель оформилась, но нуждается в постоянной доработке.
Общей проблемой обеих стран, на первый взгляд, может показаться то, что залогом стабильности и средством для отстаивания собственных интересов как в политике, так и в бизнесе, зачастую становится приобретение крупными компаниями как контрольных, так и небольших пакетов акций медиа-концернов с целью воздействия на общественное сознание. Этот процесс, впрочем, происходит во всем мире, но в России носит особенно выраженный характер. В японской системе СМИ это обстоятельство сглаживается наличием общественного телевидения, видимые предпосылки возникновения которого на российском медийном пространстве пока отсутствуют. Тем не менее и в Японии известны случаи воздействия «политических инвесторов» на редакционную политику некоторых изданий.
Таким образом, задача сегодняшнего информационного общества - повысить этические и профессиональные стандарты как государственных, так и коммерческих средств массовой информации, для чего необходимо четкое понимание недостатков системы отношений власти и журналистики и использование опыта более преуспевающих стран.
Объектом настоящего исследования является совокупность отношений между государством и средствами массовой информации в России и Японии. Предмет работы - общее и особенное в российской и японской государственной политике в сфере СМИ. Это компаративистское исследование, основной целью которого является анализ общего и особенного в государственной политике обеих стран в сфере массовой информации, а также выявление причин различий. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) сопоставление культурно-ценностных основ двух стран;
2) сравнение принципиально различных медийных ландшафтов России и Японии;
3) определение нормативно-правовых основ регулирования информационных отношений и информационных прав граждан и анализ политических предпосылок создания определенных структур, отвечающих за исполнение этих прав;
4) выявление основных направлений развития законодательства в сфере журналистики;
5) рассмотрение специфики и роли средств массовой информации в жизни граждан, изучение степени участия государства в механизме получения информации;
6) рассмотрение возможностей использования японского опыта развития информационной сферы в России.
В качестве методологической основы работы применялись такие методы, как:
1. сравнительный анализ законодательства о СМИ обеих стран (на русском, английском и японском языках);
2. сравнительный анализ медийной статистики;
3. включенное наблюдение (автор работы проходил практику в московском бюро Японской вещательной корпорации «NHK» и в ФГУ РГРК «Голос России, а также имел возможность непосредственно наблюдать за деятельностью газет и телевидения в самой Японии и опрашивать экспертов из обеих стран);
4. экспертное интервью.
Степень научной разработанности темы. Можно отметить, что сравнительный анализ правовой регламентации общественных отношений по поводу доступа, получения, обмена и защиты информации, а также определения политико-правовых основ информационных прав граждан Японии и России комплексно еще не проводился.
Информационной основой данного исследования стали нормативно-правовые базы двух стран, касающиеся отношений государства и СМИ, статьи и монографии в ежемесячных политических изданиях, посвященных проблемам России и Японии, работы, посвященные правовым основам журналистики российских и зарубежных исследователей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в настоящей работе впервые проводится сравнительный анализ государственной политики в области средств массовой информации в России и Японии не только с позиции исследования новейшего законодательства, регулирующего информационные отношения, но и на основе рассмотрения социально-политических предпосылок формирования тех или иных органов и структур, отвечающих за способы, скорость и качество информационного обмена.
Стоит отметить, что и в России, и в Японии сегодня уделяется много внимания проблемам государственного регулирования СМИ, в том числе и в рамках разработки стратегии развития информа¬ционного общества, но из сферы интересов российских научных кругов Япония практически полностью исключена. Однако Россия могла бы использовать некоторые стратегии и многогранный опыт, аккумулированный японскими коллегами, которые занимаются проблемами формирования информационного общества еще с середины XX века.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, (??) параграфов, а также заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе производится анализ политических норм, которые так или иначе оказывали влияние на формирование нормативно-правовой основы, регламентирующей деятельность средств массовой информации. Вторая часть посвящена собственно законодательной базе, рассмотрению существующих нормативно-правовых актов о СМИ в обеих странах, выявлению общих и специальных методов правового регулирования журналистики. В третьей главе речь идет о субъектах выработки государственной политики, реализации на практике задуманных проектов и об административных трансформациях, повлекших за собой различные для обеих стран последствия.
Выводы, сделанные в работе относительно проблем государственной политики в области СМИ в России и Японии, политических предпосылок формирования сложившихся отношений, а также относительно правового регулирования информационных отношений, имеют значение для объективного понимания динамики развития информационного общества и законодательства обеих стран в целом.