постпостмодернистское рассуждение о конце света. зубкова аня 403 группа

May 24, 2011 21:41


Происходят странные вещи. Они, в общем, всегда происходили: знамения, землетрясения, глады и моры. Критическая масса катастрофических явлений скапливается ближе к концу эпохи. Под занавес стреляют все ружья, показанные мельком в первом акте.

Майя предсказали конец в 2012 году. И если этот год суть какая-то черта, подведенная под человечеством, апокалипсический рубеж цивилизации, мы, стало быть, переживаем сейчас декаданс в терминальной стадии. Время «цветов зла» [1], час очевидного разложения и обостренной чувствительности. Период  чистого созерцательного творчества - не во имя будущего, но ради момента.

Эмпирически определить свойства этого, нового декаданса невозможно: наша, последняя, эпоха схлопывается, в отличие от предыдущих, после нее -пустота, Новый Иерусалим [2], по вкусу. Но нет впереди никакой новой варварской силы, о которой можно было бы, следуя Бердяеву, сказать применительно к античности: «Весь античный мир со своей великой культурой погиб бы бесследно, если бы новая сила варварства по плоти и крови и варварства по духу, каким представлялось христианство, не вступила в историческую жизнь» [3].

Противодействие, даже агоническое, сублимированное в, скажем, творчество или хотя бы в отчаянный гедонизм, невозможно, потому что нет никакого действия. Наша эпоха - декаданс инертный, движимый силами прошлого. Последствие долгого производственного процесса, отходы которого, накопившись, преют последние полвека в состоянии общей консервированной усталости, и только от периода распада зависит  отведенный цивилизации срок, условно обозначенный как 2012, с некоторой обозримой погрешностью.

Двигатель внутреннего сгорания, интернет и усталость - великие достижения человечества в области планового самоуничтожения. Экологическая катастрофа замедленного действия - это не причина, а обстоятельство. Неизлечимое заболевание, в состоянии которого мы существуем, свыкнувшись, и в этом терпении чувствуется даже геройство, а вовсе не тупость, ведь сук, который мы рубим, так благодатно и щедро велик, что мы разрешили себе не видеть: на нем, и только на нем, мы сидим. И даже словосочетание «ядерная бомба» звучит ностальгически наивно: атомные тучи разогнали Кеннеди и команда, теперь атом - это энергия, а также пропуск в элитный клуб. Конец случится не под ядерным грибом, оставим это фантастам.

2012, как точка не возврата, произойдет - и, скорее, происходит, - из-за хронической истощенности человека. Идеи кончились. Прогресс - химера нашего времени, мы, в сущности, совершенствуем, но не развиваем. Мы больше не строим корабль, но бессистемно его латаем. Любые реформы, глубинные или бутафорские, суть одно и то же, различаются лишь мощью и эффектностью информационного повода. Смысл уступил зрелищности, и по этой формуле в различных интерпретациях функционируют все ключевые системы и механизмы человечества. Не функционируют даже - аттракционируют.

Развлечение, как поверхностная стадия предсмертного гедонизма, - ущербная форма агонии, в ней мы корчимся не так давно, со времен, может быть, хиппи, только у тех выходило как-то вдохновеннее, во всяком случае, без спутникового телевидения.

Те, кто в свете конца света бросил всерьез относиться к реальности и занялся духом, в общем, так же нелепы: «йоги, маги, христиане, аскеты, творческие». Философии сменились мутациями, постпостмодернистским компостом. Заветы Хаксли [4] изнасилованы: его, как принято, поняли слишком буквально, и дивный новый мир так небрежно широко раскрыл свои двери восприятия, что теперь потустороннее льется к нам потоками, и вместо экзистенционального просветления мы переживаем истерию. Заветы других пророков превратились либо в гимнастику, либо в маркетинг, что, в данном случае, тавтология.

Скорость - дух последнего времени. Нас разогнали силы тысячелетий, чтобы вкинуть в космическую пыль, вне притяжения, но мы ощущаем пока только аттракцион скорости, в котором исказились привычные для человеческого опыта расстояния. Теперь пространство почти подчинилось: телепортация кажется реальнее урегулирования ближневосточного конфликта. Мир съежился до размеров «глобальной деревни» [5], не потеряв ни одного реального километра: и вот географически далекий, вулкан [6] проснулся одновременно во всех аэропортах мира. Скорость информации возросла пропорционально, способность же к усваиванию изменилась едва ли: мир, как вода в ручейке, уходит сквозь пальцы, оседая разве что илом кое-где.

Век красивой и действенной теоретизации давно прошел, от всех концепций трижды отреклись (на подходе, говорят, общая теория относительности). Идеологии вырождаются медленно, но невозвратимо, одни в фанатизм, другие - в скепсис. Но, в общем,  в хаос - первичное, привычное состояние, куда, так или иначе, закольцуется вся эпоха.

Thompson, J. Eric, A Commentary on the Dresden Codex: A Maya Hieroglyphic Book, Philadelphia: American Philosophical Society, 1972

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/756/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D1%80

Словарные статьи "Устное, письменное и рукописное общества" и "Информационное общество" (Латыпов И.А.) // Современный философский словарь. Лондон, Париж, ., -М.: Изд-во "Панпринт", 1998.

Herbert Marshall McLuhan The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man, 1962

Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Библия

Шарль Бодлер «Цветы зла»

[1] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/756/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D1%80

[2] Откровение 21:2 «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего»

[3] http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1916_247.htm

[4] Имеется в виду антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир», англ. Brave New World) (1932 г.)

[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F

[6] Имеется в виду вулкан Эйяфьятлайокудль http://www.newsru.com/background/15apr2010/eyjafjallajokull.html

postmodernity, текст, blogberry award

Previous post Next post
Up