Проблема политического конфликта - наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами в общем и о способах их регулирования в частности. Политический конфликт - это социально-политическое явление, структурированный процесс, проходящий через определенные стадии, являющийся по сути своеобразным способом разрешения значащих для сторон политических вопросов.
Конфликты могут быть условно разделены по характеру на два типа: конфликт интересов и конфликт ценностей. Конфликт интересовпо своему основному содержанию - борьба за контроль над определенной территорией, проживающим там населением и имеющимися на данной территории ресурсами. При конфликте ценностей речь идет о столкновении противоположных подходов к решению коренных проблем-противоречий человеческого существования: между мирским и сакральным, человеком и природой, индивидом и социумом. В основе своей конфликт ценностей - это не что иное, как столкновение различных цивилизаций.
Регулирование конфликтов предполагает не прекращение, не ликвидацию, а контроль за их интенсивностью, проявлением энергии сталкивающихся сторон, минимизацию грозящих им издержек и потерь.
Ученые-политологи и конфликтологи выделяют следующие способы разрешения конфликтов: 1) гегелевское "снятие". Речь идет о "снятии" полярной противоположности сторон противоречия в новом качестве, которое одновременно и отрицает их прежнее состояние, и сохраняет положительное содержание предшествующего этапа. Отличительная черта данного типа противоречия - то, что его стороны имеют общую основу, которая и является базой разрешения противоречия путем "снятия"; 2) тип противоречия, противоположный по своему характеру гегелевскому "снятию", может быть охарактеризован с помощью кантовского понятия антиномии.Антиномия не предполагает слияния сторон противоречия в новом качестве. Это противоречие неразрешимов силу самого своего характера, так как здесь отсутствует единое
основание, которое соединяло бы стороны противоречия; между ними не может быть
посредника, каждая из них - это "смыслоструктура особого мира". Именно антиномия может служить "идеальным типом" значительного числа этнических конфликтов, в первую очередь тех из них, в которых сталкиваются представители различных цивилизаций.
Зачастую для разрешения политических конфликтов обращаются к международным соглашениям, конвенциям, конституции, уставам и регламентам, договорам. Их эффективность и пригодность определяется тем, насколько они признаются всеми его участниками и гарантируют хотя бы формальное равенство их применения.
Другой способ решения конфликта - посредничество, обращение к нейтральной стороне для получения советов, рекомендаций и предложений в выработке условий временного или полного прекращения противоборства. Пример, (международные организации в конфликте между государствами).
Следующий метод урегулирования конфликтов - переговоры. На организацию и проведение переговоров при урегулировании международных, межгосударственных, межнациональных конфликтов влияют также и национальные особенности - обычаи, традиции, национальный стиль переговоров, знакомство с ними весьма желательно для участников соответствующих переговоров.
В качестве примера хочу привести исторический сюжет. В1986 году состоялась встреча руководителей двух стран - Р. Рейгана и М. С. Горбачева в Рейкьявике. В ходе которой два руководителя обсуждали проблемы прекращения гонки ядерных вооружений и впервые на этом уровне обозначили цель ликвидации ядерного оружия. Договориться об этом тогда не удалось - на пути встала стратегическая оборонная инициатива президента Рейгана, реализация которой противоречила бы процессу сокращения ядерного оружия. И, тем не менее, оба лидера оценили эту встречу очень высоко.Однако были достигнуты в Рейкьявике договоренности о ликвидации ракет средней дальности и сокращении наполовину всех видов стратегических наступательных вооружений. Впоследствии эти договоренности стали основой советско-американских договоров, подписанных в Вашингтоне в 1987 г. и в Москве в 1991 г. Чтобы положить конец дальнейшему обострению стратегического противоборства, в США была разработана стратегическая концепция контролируемой конфронтации. Еще до начала переговоров Горбачев сделал заявление, в котором он выдвинул очередную советскую мирную инициативу о сокращении ядерных и ракетных вооружений. Это дало возможность Советскому Союзу говорить о мирной внешней политики. В США эти соглашения отвечали национальным стратегическим целям Америки.
На мой взгляд, можно спорить о том, кто из участников той встречи и в какой мере в тот период представлял ту или другую систему ценностей и достиг наибольшего успеха в реализации своих целей. Но нельзя оспорить тот факт, что принятое на ней соглашение показало свою эффективность, предотвратив сползание наших стран к дальнейшей ядерной конфронтации, угрожающей не только им, но и всему человечеству.
Использованная литература для доклада:
www.history.ruwww.ecsocman.ruwww.webknow.ruwww.gorby.ru Шкуровой Аллы, 4 МЖ, 3 ак. группа.