Хотите повзрослеть? - Играйте в игры!
Чем опасны взрослые игры для детей.
Согласитесь, довольно сложно представить себе нормального здорового ребенка без игрушек, не желающего играть. Эта потребность развита в человеке с малых лет независимо от времени и условий воспитания. Об этом свидетельствуют многочисленные музеи игрушек, разбросанные по всему миру, где представлены экспонаты из разных исторических эпох. По свидетельству моей бабушки, даже в тяжелые военные годы она со сверстниками играла в прятки, а роль кукол исполняли обыкновенные щепки.
![](http://pics.livejournal.com/natasha_mona/pic/00004hh1)
Однако для многих это, так называемая, проза жизни, детская особенность и не больше. Не каждый, увидев на ковре играющего ребенка, задумается над тем, что в данный момент он формирует свое отношение к жизни, лепит собственную судьбу. Не скажу, что моя работа целиком и полностью посвящена теме важности игры в период социализации (об этом написано много и очень интересно), не отражает она и в полной мере проблему влияния игры на формирование личности. В своем эссе я попыталась ответить на вопрос, как игра или ее отсутствие превращает нас в серьезных взрослых дядей и тетей, нужно ли целенаправленно воспитывать в человеке взрослого и чем это опасно.
Игра - форма общения
Безусловно, игра играет важнейшую роль в воспитании человека. Я бы сказала, что для ребенка это некий буфер, подготовительный этап перед реальной жизнью. По мнению американского психолога Эрика Леннарда Берна, «развлечения и игры являются подменой реальной жизни, <…> поэтому их можно рассматривать как предварительные переговоры, а не заключенный союз» (Э.Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», с.14).
Действительно, для каждого ребенка игра - это познание жизни, но не сама жизнь. Играя в больницу, дети легко воскрешают тяжело больных кукол, сбитый машинкой робот через пять минут абсолютно исправен. Каждая девочка понимает, что медвежонок не является по-настоящему ее сыном, а мальчик осознает, что солдатик убит понарошку.
Однако дети очень серьезно относятся к своим играм. Моя двоюродная сестра в возрасте 5-6 лет считала просто недопустимым нарушать правила игры, и, когда ее ровесница проигнорировала ее условия, это вызвало истерику и разрыв отношений с этой девочкой. Мой племянник очень долго возмущался, увидев, что разрушили его лодку из конструктора, мотивируя это тем, что все его старания прошли зря и теперь опять придется восстанавливать сломанную игрушку.
Стремительное взросление
Тем не менее, во все времена общество требовало от отдельного человека как можно более скорого взросления. В Средние Века, когда продолжительность жизнь была гораздо ниже нынешней, мальчики и девочки с ранних лет активно готовились к взрослой жизни, а в 14 лет они уже создавали семьи. В России при еще маленьком царевиче Петре I были созданы потешные полки, где несли службу его сверстники. В ХХ веке стали популярны такие молодежные организации, как скаутское, пионерское движения, юношеская военизированная организация «Гитлерюгенд», общей чертой которых было стремление воспитать в молодежи активную жизненную позицию в рамках определенной идеологии, научить детей и подростков бороться за жизнь.
Be prepared!
Движение скаутов - это «всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе» (wikipedia.org/wiki/Скауты). Оно возникло в 1907 году в Великобритании и изначально из участников организации предполагалось готовить разведчиков.
Сейчас скаутов обучают по специальному методу, в основе которого лежат воспитание через обещание, личный рост участников, патрульная система, деятельность на природе, обучение через дело и поддержка взрослых.
![](http://pics.livejournal.com/natasha_mona/pic/000018er/s640x480)
Пионер - всем ребятам пример
![](http://pics.livejournal.com/natasha_mona/pic/00002awd)
Ответом Советской России на скаутское движение, которое было объявлено «реакционным, буржуазным и монархическим явлением» стало пионерское движение. В отличие от скаутов в пионерах воспитывалась преданность коммунистической партии и советскому государству. Организация носила всеобщий государственных характер, в то время как в скауты приходили добровольно.
Hitler-Jugend - молодежь руководит молодежью
Эта организация во многом была похожа на свой пионерский аналог. Особое и важнейшее место уделялось идеологическому воспитанию, а провозглашенная добровольная основа вступления сопровождалась унижением тех, кто не желал входить в ряды Гитлерюгенда. Много внимания в формировании личности истинного арийца уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение.
![](http://pics.livejournal.com/natasha_mona/pic/00003hhg)
Читая все эти теоретические данные, лично мне пришло в голову, что у детей этих организаций нет или не было детства. Ведь с 8-10 лет мальчики и девочки учились основам жизни в дикой природе, пытались бороться с трудностями, обучались военному делу. Казалось бы, в таких условиях ребенку физически не должно хватать времени на детские забавы и игры.
Но в этом и заключалось воспитание «взрослости»: обычные игры подменялись особыми, максимально приближенными к реальности. Основатели скаутской организации называли движение «занимательной игрой в жизнь», а в воспитании примерного скаута всегда присутствуют цикловые игры, длительные, требующие тщательной подготовки всеми участниками, в основе которой лежит непредсказуемость как для детей, так порой и для организаторов. Целью такой игры является «обретение клада».
А кто не знает пионерскую военно-спортивную игру Зарница? Это непосредственная имитация военных действий, своего рода, военные учения для детей, которые часто организовывали сами военнослужащие. Своеобразная игровая военная подготовка была и в немецких юношеских организациях, что сильно укрепило позиции Германии в годы, когда страна не имела права содержать многочисленную сильную армию.
Таким образом, видно, что игры активно использовались в воспитании в детских умах поистине взрослого трезвого взгляда на жизнь, на их будущее предназначение. Интересно, что в 1910 году идеи скаутинга были с интересом восприняты в царской России, где видели необходимость организации допризывной подготовки молодежи. Однако попытки внедрения скаутинга потерпели неудачу, так как был абсолютно исключен игровой элемент.
Взрослые дети
Я соглашусь с тем, что скорое взросление, безусловно, имеет положительные черты. К сожалению, человеческая жизнь, несмотря на развитие медицины, высоких технологий, по-прежнему ничтожно коротка. При этом она ставит перед современным человеком цели, требующие знаний, времени на подготовку, терпения и выдержки. В этом смысле молодежные организации очень важны, так как они выпускают из своих рядов человека закаленного, готового к трудностям, способного быстро собраться с мыслями найти правильное решение.
Однако стоит обратить внимание на то, что все вышеперечисленные организации ставят перед собой цель военного воспитания детей. Мне могут возразить, сказав, что современная скаутская организация учит ребенка противостоять трудностям, быть выносливым и сообразительным. Но приведенный мной в качестве иллюстрации ролик о Всеизраильской молодежной организации скаутов говорит о том, что военная составляющая в скаутинге до сих пор сильна.
Click to view
Здесь я хочу привести цитату Адольфа Гитлера, взятую из его речи в 1938 году в Рейхенберге, где диктатор высказался по поводу судьбы немецкой молодежи: «Эта молодёжь - она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа - немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займётся вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмём в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными - всю свою жизнь…» (wikipedia.org/wiki/Hitlerjugend).
Мне кажется, последние слова лучше всего иллюстрируют судьбу ребенка без детства, без хороших добрых игр со сверстниками. Ребенок, воспитанный в условиях существования заклятого врага, с осознанием неминуемой борьбы с ним, не может в полной мере оценить красоту окружающего мира. Его понятия о доброте и честности искажены таким воспитанием. Муштра, военные сборы, учения губят в ребенке природную тягу к чистому и прекрасному, чему учат простые, но добрые игры в дочки-матери или прятки.
Фильм А.Тарковского «Иваново детство», думаю, как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию, когда ребенок, не по вине кого-то в отдельности, а в силу сложившихся обстоятельств лишился детства, возможности насладиться им. Этот мальчик не улыбается, разговаривает серьезно, и только то, что он любит журналы с картинками, напоминает нам об истинном возрасте Ивана. С одной стороны, при просмотре начинаешь гордиться таким маленьким мужичком, ведь он уже готов к жизни, он все испытал, он приспособлен. Но что будет с ним потом, сможет ли он общаться со сверстниками, создать нормальную семью? Режиссер не дает нам ответа на этот вопрос, герой гибнет, значит, человеку все-таки нужно детство.
Click to view
Заключение
По данным Э.Берна, «установлено, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в конце концов погибают от той или иной неизлечимой болезни». Несомненно, это доказывает тот факт, что игра, которая сама по себе всегда обеспечивает физический контакт, очень важна в процессе социализации человека. Тот же Берн считает, что воспитание детей состоит преимущественно в обучении их тому, в какие игры следует им играть. Соответственно, вид, форма да и просто наличие или отсутствие игры определяет ход жизни человека. Но, к сожалению, мы не способны выбрать свою первую игру, нам ее навязывают родители, общество. И будем мы баюкать кукол, готовясь родить пятеро здоровых и красивых детей, или играть в монополию, стремясь хорошо выучиться и заработать миллион, зависит не от нас. Остается лишь надеяться, что общество не допустит появления игры, которая воспитает в наших детях самонадеянных эгоистов, готовых убить любого на своем пути.
![](http://pics.livejournal.com/natasha_mona/pic/00005f3y)
![](http://pics.livejournal.com/natasha_mona/pic/00006hqb)
Источники:
1.
A Brief History of the Boy Scouts of America // http://troop97.net2.
wikipedia.org/wiki/Hitlerjugend3.
wikipedia.org/wiki/Скаутское_движение4. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., «Эксмо», 2010
5.
www.youtube.com6.
www.scouts.ru