Ильин Евгений 4 МЖ, 5ак. гр.
Человек - существо многоранное, сложное, обладающее высшим разумом на планете. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, ведём себя по-разному в определённых ситуациях, имеем свои черты характера, свою уникальность. Часто мы считаем себя единственными и неповторимыми на Земле, и это действительно так - сколько бы мы не искали, мы бы не нашли второй такой же личности.
Но вот уникальная личность выходит из дома, чтобы направиться на демонстрацию определённой политической партии, выступление общественного деятеля или просто на народные гуляния. Теперь он перестаёт быть единым целым и становится частью большого многоголосого организма под названием толпа.
Тайны управления необузданно стихией народных масс начали познавать ещё древние греки. Горячими речами вдохновляли армии древние военачальники, выдающиеся античные ораторы стремились сделать массы орудием своей воли. Сегодня поведение групп людей изучает социальная психология. С точки зрения возможности манипулировать общественным мнением большое значение для социальной психологии имели работы французского учёного Густава Лебона.
Сила и опасность буйствующих масс народа была известна ещё с глубокой древности. Многие события, ознаменовавшие грандиозные исторические перемены, были вызваны именно поведением толпы. Толпы недовольных атаковали бастилию и свергали монархию во Франции, толпы совершали революции 1905 и 1917 годов в России и разрушали Советский Союз. Сегодня технологии управления народными массами становятся всё совершеннее, их результаты мы можем видеть в последние годы. Наиболее яркие из них - революция роз в Грузии и оранжевая революция на Украине.
Давно было подмечено, что у человека, который находится в тесном и прямом контакте с большой массой людей, резко меняется сознание. Ницше писал: «Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой». Лебон в своей книге «Психология масс» перечисляет подмеченные им особенности толпы как краткоживущего человеческого коллектива. Приведем его тезисы из раздела «Душа толпы». В толпе «сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты... Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин - неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта».
Толпа - прежде всего система, а не совокупность несвязанных единиц. Человек в толпе преобретает в силу, даёт волю инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один. Ведь толпа анонимна, безлика, она снимает ответственность. Сдерживающее чувство ответственности совершенно исчезает в толпе.
Следует отметить, что толпа никогда не ищет истины. Фактором, определяющим восприятие толпы в такой ситуации является привлекательность сообщения. Масса с удовольствием воспримет ложь или заблуждение, если они соответствуют её чаяниям, но всегда отвергнет неприятную ей правду. Кто сумеет ввести толпу в заблуждение, тот станет её повелителем, кто попытается образумить её, станет её жертвой.
Другой характерной чертой восприятия толпой информации являются крайности. Какое либо мнение толпа либо принимает полностью как абсолютную истину, либо целиком отвергает. Она не способна на логические рассуждения и какой-либо диалог.
Человек к толпе исключительно восприимчив к внушению. Не чувствуя ответственности, он способен на немыслимые для него в нормальном состоянии поступки. Толпа способна сделать из отъявленного скептика ярого фанатика, из преступника - праведника, а трус может почувствовать себя героем. Толпа находится постоянно в состоянии движения, она изменчива - поэтому массы легко и быстро могут реагировать на импульсы вожаков.
Наконец, Лебон выдвигает ещё одно важное положение, которое при современном развитии средств массовой коммуникации приобретает особое значение: для возникновения толпы не обязателен контакт между отдельными её единицами. Чтобы подтвердить это положение, достаточно вспомнить победу России на крупном футбольном турнире: вся страна превратилась на короткое время в большой ликующий организм. Несмотря на то, что людие разделяли многие киллометры, они были охвачены примерно теми же чувствами.
Так, под влиянием средств массовой информации толпой способен становиться целый народ. Этим пользуются политики и лица, желающие создать у народа определённые настроения. Слушая всё тех же лидеров и “пророков”, не вступая с ними в диалог, виртуальная толпа образуется не на улицах, а в уютных квартирах.
Для управления мнением народных масс лидеры применяют различные приёмы манипулирования сознанием. Первым таким приёмом можно назвать постоянное повторение магических слов-заклинаний. Слово рождает в головах людей образы, которые после многократного повторения возникаю снова и снова, начинают жить своей собственной жизнью. Интересно, что наиболее сильные образы вызывают слова, не несущие в себе определённого смысла: свобода, равенство, справедливость итд.
![](http://pics.livejournal.com/dondragon/pic/00004hhw/s320x240)
На примере оранжевой революции мы можем увидеть удачную и неудачную попытку манипуляции общественным сознанием. Так, Ющенко бросал в толпу такие слова как “свобода”, “демократия”, убеждал людей, что их “хотят обмануть”, что они “народ, а не быдло”. Все эти утверждения не имеют никакого логического смысла, однако сила их воздействия феноминальна. Янукович, напротив, говорил о действительно важных для народа материальных ценностях: возрождении угольной промышленности, подъёме сельского хозяйства, повышении пенсий и зарплат. С их точки зрения слова, произносимые на Майдане, были иррациональными: там говорили о свободе, Европе, рок-музыке. В этих речах отвутствовала логика, но было огромным воздействия на чувства. Поэтому любому манипулятору общественным мнением следует всегда помнить слова Лебона: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов. В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не бывало побежденным».
Едва ли не главным чувством, которое шире всего эксплуатируется в манипуляции сознанием, является страх. В 1991м году, страх военного переворота и расправы заставил всех бизнесменов единодушно поддержать ельцинское движение. Чувство страха эксплуатировали в своей кампании и оранжевые лидеры. Ющенко и Тимошенко говорили а таких, казалось бы несуразных вещах, как “московский спецназ”, который “где-то прячется”, про тайные планы вторжения российских войск. Но толпа, подверженная массовой истирии верила в эту ахинею, причём верили не только школьники, но и мыслящая интеллигенция! Эфемерный спецназ не был реальстью объективной, но он был реальностью в воображении собравшихся на Майдане. Этот образ стал заразительным, повлияв на умы нескольких человек, он быстро распространился на других и, в конце концов, даже самый последний скептик не мог сопротивляться этому массовому заражению.
Исключительное влияние на сознания масс оказывают образы крови, гибели людей и их интерпретация. Например, в 1991м году гибель 3х юношей стала важной вехой в ликвидации советского государства, но расстрел сотен людей в белом доме в 1993м такого эффекта не возымел. Важен не факт, важна интерпретация факта.
Оранжевым удалось захватить на Украине те центры, через которые они могли преподносить информацию в собственном ключе. Так, действующая власть никогда не дала бы транслировать клятву Ющенко на Библии в верности всему украинскому народу на всю страну. Важно создать спектакль, красочное, интересное театральное представление, превратив граждан в толпу зрителей.
Для сильного эффекта, оранжевые технологи попытались воздействовать на как можно большее число каналов восприятия у людей. Были организованы музыкальные концерты, цветопредставления на стенах домов. Особую роль играло повторение коротких запоминающихся вездесущих лозунгов, встречающихся повсеместно. На это принципе основана вся пропагандистская деятельность, эту мысль выразил ещё Геббельс: «Постоянное повторение является основным принципом всей пропаганды».
Повторение - психологический приём, воздействующий на подсознание и вызывающий отупление человека. Оно создаёт стереотип, который впоследствие усиливается до устойчивых предрассудков. Повторение сводит к минимуму рассуждения, превращает мысль человека в действие, формирует рефлекс, как у собак Павлова. Именно этот приём позволяет обойти разум мыслящей интеллигенции и заставить её поверить любому бреду.
Важным приёмом манипуляции является замалчивание проекта. Политик никогда не станет говорить о своих планах и действиях после переворота - такие слова побуждают людей к логическим рассуждениям, чем сильно затрудняют манипуляцию. Поэтому проект заменяется политическим мифом, обличением прошлого и противников, а именно их общих дефектов: попирает свободу, врёт народу, служит вражеским силам итд. Отсюда вытекает, что при новом режиме воцарится свобода, всеобщее счастье и справедливость.
Почему же так эффективен миф в манипуляции сознанием? Политический миф деформирует и «упорядочивает» хаос политической реальности, что становится острой потребностью людей в момент кризиса. Миф интерпретирует реальность и создает иллюзию порядка. Миф фабрикуется в лаборатории политтехнологов. Ведущий специалист США по пропаганде Г. Лассуэлл дает такое определение: «Политический миф - это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности».
Техника подмены проекта мифом была эффективно применена и в «оранжевых» революциях последних лет. Например, из всех речей Ющенко и Тимошенко нельзя составить никакого связного образа того жизнеустройства, которое они предлагают для Украины в противовес обыденному, но связному проекту их оппонентов. Вместо проекта был предложен миф о борьбе оппозиции с коррумпированной властью. Ющенко был представлен как сила Добра («борец с режимом»), а Янукович - как сила Зла («ставленник режима Кучмы и Москвы»).
Наконец, как будто для того, чтобы сделать «оранжевую» революцию на Украине хрестоматийным примером манипуляции сознанием, массовое сознание было возбуждено сенсацией - отравлением Ющенко.
Сенсация это - сообщение о событиях, которым придается столь высокая важность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Сенсация помогает умолчать о важных событиях, которые публика не должна заметить, а также прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить, да так, чтобы о нём больше не вспомнили.
Так, в СМИ была запущена версия об отравлении Ющенко диоксинами. Разбираясь в свойствах этого яда, можно с уверенностью назвать данную версию неправдоподобной. Однако западные технологи сфабриковали некое “свидетельство венских врачей”. Пресса была заполнена гремучей смесью ключевых слов и фраз: «яды», «КГБ», «отравление борца за свободу и демократию Ющенко», «Ющенко при смерти»... Но когда отпала необходимость, вся эта «сенсация» была тихо свернута, и о ней практически больше никто не вспоминает. Она - всего лишь расходный материал в технологии манипуляции сознанием.
Углубляясь в события оражевой революции можно выделить много элементов манипулирования общественным мнением. Главной задачей оранжевых политтехнологов было превратить мыслящих людей в бесформенную, безликую и бездумную массу, показать ей как нужно мыслить, внушить ей определённые идеи и повести туда, куда им нужно. Похожие технологии применялись повсеместно в разное время и в разных местах: от пропаганды Гитлера и продвижения советских идей до бархатных революций. Изменение сознания масс - было и будет мощнейшим оружием, чьё действие порой разрушительнее ядерной бомбы! Самые могущественные государства в истории, способные противостоять любой внешней угрозе, подтачивались и разрушались изнутри благодаря миллионной бездумной народной толпе, которая, поддаваясь на внушения, повинуясь предрассудкам, не ведала, куда идёт и что творит.
![](http://pics.livejournal.com/dondragon/pic/00005bbt)
Источники:
Густав Лебон "Психология масс"
С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин "Экспорт революции. Саакашвили, Ющенко"
http://www.kara-murza.ru/books/export/index.htmhttp://www.kara-murza.ru/books/export/index.htm