Дресс-код как средство коммуникации: скажи мне что ты надеваешь и я скажу кто ты.
По сути всем тем, что помогает чувственному
восприятию и общению между Душами является Одежда,
Костюм, который носят лишь сезон, а потом
откладывают в сторону.
Таким образом, при должном рассмотрении оказывается, что
уже в Одежде содержатся все мысли, мечтания, деяния
и состояния человека, то есть весь внешний Мир и все его
содержание - это лишь Одежда, а суть всех Наук лежит в
ФИЛОСОФИИ ОДЕЖДЫ.
Томас Карлейль: «Сартор Резартус» (1833-34)
По виду часто судят человека.
У. Шекспир «Гамлет» (1603)
Одежда появилась на самых ранних стадиях человеческого существования. Но если на первых порах она служила только как средство для защиты от холода, жары или для прикрытия наготы, то со времен эпохи Возрождения мода стала одним из наиболее важных явлений западной цивилизации. Постепенно она подчинила себе многие сферы современной жизни и в значительной степени стала нашей «второй натурой».
Феномен моды можно рассматривать как историческое явление. Она из покон веков считается столь важной, что становится предметом самого пристального внимания, но быть может, наоборот, это внимание делает моду такой важной.
Сегодня человеческое общество вообще и российское в частности приходят к осознанию того, что самопрезентация в форме одежды - один из важнейших факторов эффективности межличностного взаимодействия. Отсутствие культуры одежды, невнимание к этой стороне социальных коммуникаций создает определенные трудности при формировании первого впечатления о человеке, с которым вы возможно собираетесь заняться общим делом, об уровне его профессионализма, социальном статусе.
Одежда - это важная часть социальной структуры личности. Индивидуальность сегодня не связана с традициями, а в большей степени связана с нашими потребительскими предпочтениями. Мода влияет не только на классовую дифференциацию, но в такой же степени формирует собственную индивидуальность.
Философ и писатель Элен Сиксу, у примеру, утверждает, что одежда в первую очередь является не защитой для тела, а скорее его продолжением. Мы все, так или иначе, демонстрируем свою сущность через наш внешний вид.
Одежда, в какой-то степени это отношение к себе и окружающим. При формировании индивидуальности центральное место всегда занимают символы ( национальный костюм, пирсинг, английская булавка, ошейник и т.д.). Они должны иметь определенное значение и сообщать информацию о том, кто их носят.
Сейчас существует много молодежных субкультур: эмо, готы, панки, металлисты...И у всех у них есть своя символика, по которой они определяют свою причастность к тому или иному клану. Это представляет возможность выделяться в безликости современного мира и выражать свою принадлежность к определенной группе, с индивидуальной культурой и ценностями.
В предшествующих обществах, в частности в феодальном, коды, содержавшиеся в одежде, носили более стабильный характер и вполне однозначно могли указывать на социальную идентичность. Однако в новейшие времена эта стабильность практически исчела, и одежда стала менее точным показателем того, что за человек ее носит.
Элисон Лурье, автор книги «Язык одежды» утверждает, что этот язык должен иметь свой словарь и свою грамматику, и что такой словарь по объему не меньше словаря любого разговорного языка. Кроме того, в моде существует целый ряд диалектов, архаизмов, заимствованных слов, сленговых выражений и пр.
В современных корпоративных структурах внешний вид - дресс-код - становится носителем бренда фирмы и корпорации, определяет организационную культуру, по которой судят об их экономической состоятельности и социальных достижениях. Единый стиль одежды сотрудников создает у партнеров , заказчиков, клиентов и конкурентов компании цельный ее образ.
В зависимости от него складывается наше впечатление о компании. Таким образом, одежда сотрудников в немалой степени является показателем благополучия, надежности организации и даже качественности предоставляемых ею услуг или продаваемого ею товара.
Одежда и умение преподнести себя свидетельствуют прежде всего о том, насколько человек ценит себя и уважает других, о чувстве его собственного достоинства. Имидж делового человека - это его визитная карточка. Известно, например, что Рокфеллер начал свой бизнес с того, что на все последние деньги купил дорогой костюм и стал членом гольф-клуба.
Все же мне кажется, что не нужно преувеличивать роль одежды, хотя несомненно она является неотъемлемым атрибутом жизни. Это всего лишь предмет, который создает поведенние, выражая социальную идентичность. Существует внутренняя идентичность, которая независима от всех внешних репрезентаций, в том числе одежды.
Можно, конечно, с таким же успехом утверждать и обратное - что именно внешнее формирует внутреннее. Однако и это, как мне кажется будет неверно. Невозможно отдать абсолютный приоритет внешней или внутренней идентичности - они в равной степени зависимы друг от друга.
Сейчас мода руководствуется принципом постоянного ускорения, задача постиндустриального производства состоит не в удовлетворении тех потребностей, которые имеются у потребителей, а скорее в создании новых потребностей. Мы хотим нуждаться все время в чем -то новом, мы зависим от впечатлений как наркоманы, они наши чувственные стимуляторы.
« Мода достигла своего расцвета в тот момент, когда дизайнеры превратились в ораторов и философов, когда они начали верить в то, что смогут вместе с одеждой спроектировать и жизнь своих покупателей. Все ждали, что они скажут что-то важное, но эти ожидания не оправдались»(Мальколь Макларен).
Мы имеем все основания полагать, что мода весьма плохо подходит на роль жизненного наставника. То, что она нам может предложить, не придает нашей жизни действительного существенного значения, а когда логика моды становится нормой для формирования идентичности, то она эту идентичность разрушает.
Тот, кто свою одежду считает важнейшей частью самого
себя, сам будет оценен не выше, чем его одежда.
Уильям Хэзлитт (1818)
Источники:А.К. Болотова. Социальные коммуникации
http://www.retromoda.ru/retro-fashion/fashion-20c.html http://fashion.artyx.ru/ http://www.clhi.info/ http://www.c-culture.ru/news/broadcast/299/ Работу выполнила студентка 4МЖ СО
Александрова Анна