Раньше и внимания не обращала, сколько же много люди говорят о телевидении. Кому-то оно нравится, кому-то нет, кто-то вообще его не смотрит и не понимает, зачем оно нужно. Но ведь от этого нелегче, ведь оно все равно есть. И его влияние на зрителей, которых по миру миллионы, невозможно преувеличить. Это настолько мощный инструмент воздействия, что иногда становится даже немного страшно, когда понимаешь, какой силой он обладает. Мы так привыкли к телевидению, что перестали задумываться о том, что оно нам дает, что может дать, и что иногда оно становится просто способом навязать нам какое-либо мнение или суждение, которое необязательно должно быть правильным и уж тем более нужным. Главное, чтобы оно надолго осталось в сознании.
Все чаще мы слышим о том, что телевидение давно уже немодно, это вчерашний день, но все мы прекрасно понимаем, что это не так. Не то, чтобы совсем не так, но частично. Нельзя не согласиться, что так называемая «элита», может, уже и отказалась от просмотра телевизора, а все остальные? И их большинство. Поэтому телевидение как предмет исследований никуда не исчезнет, и говорить о нем все еще актуально.
Ответить на вопрос «Почему же все эти люди ежедневно включают телевизор и смотрят, и слушают, и принимают информацию?» достаточно сложно. Только, честно говоря, и не буду пытаться. О телевидении можно говорить бесконечно, можно спорить, что-то доказывать, зачем оно нужно и нужно ли оно вообще, но на это, думается, и целой жизни будет мало.
Сегодня на повестке дня другие проблемы. И главнейшей в такой же степени, как и важнейшей из них считаю ту, что телевидение никак не может разобраться в собственных функциях. Потому что информационная, развлекательная и другие функции, которые раньше являлись приоритетными, скромно забились в углу. Почему? Так ведь теперь основная функция - запугивающая, зомбирующая, или как бы ее еще назвать, даже в голову не приходит. Количество негатива, посылаемого с экрана телевизора, превосходит все ожидания, бьет все рекорды и зашкаливает по полной программе. Причем заметила я это уже давно, но провести более серьезное исследование решилась только сейчас. И результаты превосходят все ожидания. Итак, говорим о заряде информации, которую нам предоставляет телевидение. Заранее предупреждаю, что заряд «отрицательный». Вот что получилось.
Но сначала по традиции обратимся к теоретикам, к людям которые и без меня уже разобрались в телевидении, современном и несовременном, дали свою оценку и прочее. О телевидении писали и говорили всегда много, наверное, еще с тех самых пор, как оно появилось. Так это и не удивительно, ведь телевидение сильнейшим образом влияет на людей, на то ценное, что так важно для социологов и психологов. Теперь совершенно понятно, что к ним и обратимся.
Социолог Пьер Бурдье отличался неоднозначным отношением к телевидению и в своей книге «О телевидении и журналистике» его достаточно резко критиковал. Чего стоит только определение цели телевидения по Бурдье: «информировать людей, либо показывая то, что нужно показать, но не показывая на самом деле, а делая так, что показываемые факты теряют всякое значение; либо показывая события таким образом, что они приобретают смысл, не соответствующий действительности». Да, в принципе, чем телевидение и занимается. Посмотрел бы Бурдье хоть раз программу «Максимум». Интересно, чтобы он тогда сказал. Далее в своей книге Бурдье пишет о «социальном поле», но это мало относится к нашей теме. В итоге он предложил мало реализуемую программу преобразований телевидения, поэтому к ней обращаться тоже не будем.
По идее, к нашей теме еще можно привязать теорию Маклюэна «The Medium is the Message» и «стереотипы» Липпмана, но на практическом результате это никак не отразится. По моему мнению, здесь стоит обратиться к психологии, причем современной.
В своей книге «Телемания: болезнь или страсть?» Ольга Маховская практически по полочкам раскладывает психологию современного российского телевидения. Автор, известный психолог, пишет об эффектах телевидения, о том, что так притягивает и заставляет, даже не смотря на негатив, вновь и вновь включать телевизор. Этих эффектов бесконечное множество, основные из них: эффект «брачного привыкания», когда телевизор уже стал членом семьи; эффект «привилегий для избранных», когда человек подсознательно считает, что наличие телевизора - признак социального класса, и что смотреть его тоже обязательно (это чувство осталось еще с того времени, когда наличие телевизора было на самом деле признаком высокого уровня жизни); эффект «давления значимой группы», когда телевидение - это способ поддержать свою социальную сеть. И таких эффектов еще очень много. Но важно, как это связано с нами. Маховская говорит, что когда человек «подсел» на телевизор, он уже воспринимает любую информацию. И не имеет значения, какой заряд она несет. Поэтому современное телевидение также популярно, как и раньше, и будет еще популярнее.
Произвело впечатление еще одно исследование по психологии телевидения. Его автор Владимир Ефимов. Он сделал опор на то, что все смотрят телевизор по-разному и разное соответственно в итоге получают. По его мнению, зрители бывают: эстет, фанат, интеллектуал, бизнесмен, обыватель, технарь, пикейный жилет, психоделик и домохозяйка. У каждого свои характеристики и свои цели, эти типы пригодятся нам при дальнейшем исследовании.
Итак, запаслись немного теоретическими знаниями и вперед. Теперь начинается, собственно, исследование. Конечно, можно было провести опросы, взять безумное количество интервью, проанализировать вторичные источники. Но зачем? Мы не ищем легких путей. Методика моего исследования: наблюдение. Пульт в руки и за просмотр. Все подряд: «Первый», «Россия», «НТВ», «СТС» и «ТНТ». На этом и остановились.
Каков результат? Удалось проследить основную схему подачи информации. Тут все просто, каждый функциональный продукт телевидения содержит в себе и отрицательный и положительный заряд. В общем, если оценивать объективно, то отрицательных сообщений больше, чем положительных. Даже не так. Отрицательных сообщений намного-намного больше, чем положительных. Общая картина такова - в каждой программе есть положительное сообщение, но все остальное в этой же программе - негатив.
В итоге, я получила подтверждение собственной гипотезы о том, что сегодня телевидение - один большой, сплошной, беспросветный негатив. И какую передачу ни посмотри, и какие новости ни послушай, везде тайный, скрытый message - все плохо. И это не преувеличение. 85% негатива против 15% положительных сообщений. Конечно, местами существуют расхождения. Если посмотреть «НТВ» в субботу вечером, то в воскресенье с утра можно и повеситься. А если получится увидеть «Новости без политики» на «Первом», то жизнь кажется лучше.
Новостные блоки любого канала тоже разделяются на «плохие» и «хорошие». Только вот почему-то они идут в соотношении 80% к 20%. В будние дни, общее впечатление от телевидения немного разбавляется, но это за счет того, что показывают сериалы. И то, теперь стало модно снимать фильмы про прокуроров, следователей, адвокатов, собак-работников следственных отделов, которые, опять же, занимаются раскрытием особо тяжких преступлений.
Канал «НТВ» вообще бьет все рекорды. Такое ощущение, что его основная цель - довести как можно больше людей до самоубийства. Или по крайней мере, свести всех с ума. Между прочим, каждый из просмотренных мной каналов имеет какую-то особую тенденцию в распространении негатива. «Первый» пока еще пытается сделать вид, что несет позитив в массы. «Россия» показывает то, что есть, но сюжеты тоже выбирает не самые веселые. Про «НТВ» молчим, там мало того, что новости плохие, так это все еще преувеличивают и рисуют такие перспективы, что, как минимум, жить не хочется. «СТС» и «ТНТ», вообще, особые каналы. Основной опор на юмор и развлекательные шоу. Но юмор «черный», плоский, глупый, да и шоу не слишком-то в состоянии развлекать.
Нет, я совсем не сумасшедшая. Я не хочу сказать, что мир - это только хорошее, а телевизионщики специально ищут что-то плохое, бесконечный негатив в этой прекрасной жизни и пытаются скрыть от нас правду. Нет, нет и еще раз нет. Я за правду, всегда и везде. Но в этом мире же происходит много чего хорошего! И неужели нельзя больше говорить об этом, о достижениях науки, об искусстве, о хороших событиях.
Честно говоря, я сама еще не разобралась плохо или хорошо то, что сейчас происходит на телевидении. Смотреть противно и тошно. Но с другой стороны, это же есть, и это правда. Другое дело, что дети и подростки привыкают к этому негативу, и убийства, насилие становятся для них нормой. И оценить «такое» телевидение мы сможем только тогда, когда новое поколение сменит старое, когда те, кто сегодня смотрит телевизор, завтра будут врачами, учителями, юристами, политиками, наконец.
Вот если рассматривать упомянутую мной ранее типологию товарищу Ефимова, то можно понять, что, например, интеллектуал или бизнесмен, смогут обойтись без телевидения. Легко и просто. И это негативное влияние на них распространяться сильно не будет. Так этот отрицательный эффект можно обойти. Но остальные? Домохозяйка или обыватель без телевизора вообще и дня прожить не могут. А ведь дело-то не в людях. Хорошо, не в людях, в чем тогда? В телевидении? В какой-то степени. Но дело еще и в мире, в котором эти события происходят.
Думаю, что эту проблему будут обсуждать еще неоднократно, что когда-нибудь надо будет ее решать. Но как? Переделать мир невозможно и случается то, что случается, а все передачи в дальнейшем посвящены этим событиям. А случается плохого, на самом деле, все больше. К сожалению. А цепляться за хорошее все сложнее, но надо стараться выжимать хорошее из всего, даже из того, из чего уже не выжимается.
Вопросов появилось еще больше. И главный из них: «Куда же еще хуже?»
Источники:
Телевидение, каналы «Первый», «Россия», «НТВ», «СТС», «ТНТ»
Их сайты:
http://www.1tv.ru/,
http://www.rutv.ru/,
http://www.ntv.ru/,
http://www.ctc-tv.ru/,
http://www.tnt-tv.ru/ Бурдье П. «О телевидении и журналистике», М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002г.
Ольга Маховская «Телемания: болезнь или страсть?», М., Вильямс, 2007г.
http://society.polbu.ru/giddens_sociology/ch130_all.htmlhttp://www.videoton.ru/Articles/gipnoz_tv.html http://www.sunhome.ru/psychology/193/p2