К чему слова, когда есть Валли)))

Dec 14, 2008 21:44



КОММУНИКАЦИЯ БЕЗ СЛОВ (по мультику "WALL-E")

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. cоmmunicatiо - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы:
паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того как эмоциональные индикаторы (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание;
мимические выражения;
кинестезические выражения (поза, телодвижения);
движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека);
проксемику (характеристики межличностной дистанции).



Фильм «Валли» почти весь основан на невербальной коммуникации. Мы почти не наблюдаем никаких слов, только звуки, жесты, действия для выражения тех или иных желаний, отношений, чувств, мыслей. Первое что бросается в глаза, что у робота есть характер. Он самостоятельно принимает решение о замене своих колес, заостряет внимание на интересных человеческих предметах. Используя невербальную коммуникацию, в фильме показано, как и почему события идут так, как они есть. Например, в начале фильма Валли проезжает по газете, где написано, что планета полностью загрязнена, тут же включается реклама, где показан блестящий самолет, на котором можно улететь в космос, а в это время добрые ВАЛЛИ сделают всю грязную работу. Удивительно как спустя 700 лет эти электронные рекламы еще работают. Прекрасно описывается и показывается характер Валли его поведением. Ему не безразличны вещи человека, он собирает наиболее интересные экземпляры у себя «дома». Они оказывают своего рода влияние на него. Доказательство тому мы видим в перемене его поведения. Например, Валли cмотрит романтические фильмы и пытается все повторить, как в кино (под музыку). Он даже нашел предмет, похожий на шляпу из фильма.



И не потому что «программа», а потому что интересно и ХОЧЕТСЯ (внутренне чувство). Ну как не человек? Режиссер отмечает, что они хотели показать в нем ребенка, которому интересны взрослые предметы и взрослые игры «любовь». Они даже придумали ему рюкзак, который носит каждый день на работу!


Мы видим, что машина о чем-то думает, когда он под свою любимую музыку смотрит на небо. Скорее всего, он мечтает, так как это сопровождается вздохами и грустным выражением его мордашки. (Очень хотелось сказать лица, но это же машина, даже не могу подобрать слово). У Валли появляются ценности. Это показано в эпизоде, когда в его дом приходит гостья, и он показывает ей самые дорогие для него вещи (кассета, кубик-рубик, зажигалка, лампочка).







При всем при том, уже 700 лет он чистит планету и придерживается своей программы и даже не думает о том, чтобы перестать делать свою работу. Режиссер настаивал на том, чтобы Валли не был похож на человека, чтобы он выглядел так, как должна выглядеть машина такого рода (без локтей, ноги не похожи на человеческие, ограниченные движения). Единственное человеческое проявление - его внутренний мир. Но все равно, если единственный способ что-то передать был только при помощи человеческой позы, тогда приходилось использовать эти элементы.




Он заботится о жуке, его единственном друге, о возлюбленной в трудные минуты, пытается различить добро и зло. Во всем фильме прослеживаются машины нового поколения, на мой взгляд, опасные машины, которые способны сами «думать» и принимать решения. Помимо Валли есть такие машины как «Авто» на палубе капитана (кстати, единственная машина, которая говорит по-человечески).


Они пытаются подчинить всех своей воле. Эта машина не правильно компонует факты, а решения, которое должно идти от сердца и разума, нет. Она тупо следует правилам, скрывая от капитана секретный фильм, при этом считает возможным без объяснений забрать растение и уничтожить - программа. В программе также заложено слово «ПРИКАЗ», что заставляет его безоговорочно выполнять задание и раскрыть тайну. Но потом, Авто идет против воли капитана, решая запереть его в комнате, забывая кто тут хозяин. Вообще я считаю это ошибка человека. Она заключается в том, что человек заложил неправильные основы (программу) в машину. Часто говорят « Будь осторожен в своих желаниях». Вот и тут с машиной надо быть очень осторожным с интерпретацией слов. Она понимает все прямолинейно и не рассматривает других вариантов и аргументов. Если уж дал такую власть и доступ Авто, пожинай плоды своего труда. Но опять же, не думаю, что в программе Авто было заложено бить током капитана и драться с ним (все- таки сбой).
Многие машины стараются мыслить шире, для выполнения своего задания безупречно. Например, замечательная машинка, зацикленная на чистоте по имени МО.
Познакомтесь, слева это МО:


Двигаясь по зеленой линии и заметив чужеродный загрязнитель, она ясно показывает, что не может остаться равнодушной (останавливается, трепетно бегает глазками с заданной траектории движения на грязь, принимая решение). Но вот незадача, чужеродный загрязнитель за пределами линии, по которой ей приказано двигаться. Желание и чувство долга настолько сильны, что заставляют ее предпринять огромные усилия и нарушить правила. Машина рушит правила... У нее появляется индивидуальность. Она дает понять, что может сама решить, что ей делать. Несмотря на то, что она нарушает некоторые правила, она продолжает выполнять свою программу. С заданного курса она сошла не потому, что захотела, а потому что программа (устранить чужеродный загрязнитель”). Другой вопрос: она не может понять, почему он вне заданной линии. Для МО со стороны Валли это тоже игра не по правилам. У человека по жизни происходит тоже самое. Приходится нарушать некоторые незначительные правила, для выполнения задачи с отличным результатом. Я бы сказала, что это мухлеш)))
Например, Ева, которая наслаждается полетами над загрязненной землей, откладывая работу на потом. Только чувство, что за ней следят, возвращают ее «на землю». (проявления внутренних чувств). Потрясающий момент проявление человеческих чувств, когда Ева между жизнью Валли и «программой», выбирает Валли. Для них это настолько новое. Совершенно чисто показано это желание помочь, без всяких лишних слов: « О, я люблю тебя», слез и бестолковых переживаний. В сочетании жестов, звуков и выражений их электронных глазок, мы узнаем в них близкие нам чувства заботы, беспокойства по отношению к человеку, который нам не безразличен. У Валли с Евой тоже самое. Ботинок с “программой” у Евы отходит на второй план. Это она показывает нам тем, как швыряет счастливый билетик человечества в никуда, явно игнорируя свою программу “срочно доставить капитану”, при этом продолжая подбирать материнскую плату. Для Евы веским доводом для выполнения своего задания становится возможность починить Валли. Движением глазок, держа ботинок с растением в руках, он напоминает ей о том, как чинил себя дома (все без слов, мы наблюдаем передачу сообщения жестами и мимикой). Понимание того, что хотят сказать нам герои своим поведением оставляет у человека гораздо больше чувств и воспоминаний, чем обычный фильм. Если задуматься, то во всех фильмах во время кульминационных ситуаций всегда тишина. То, что делает момент особенным и это привлекает наше внимание. ВАЛЛИ весь построен на этом. Он необычен своим способом передачи сюжета - без слов. Такого рода прием заставляет зрителя думать о том, что происходит, и какие чувства возникают у героя. Вообще замечаешь, когда в ответ на молчание люди начинают нервничать, они не знают чего ждать. Они не могут подготовиться к тому, что может произойти, когда в словах всегда есть посыл на уверенность, опасность, сомнение и т.д.



Не могу не согласиться, что у людей на своем звездолете тоже есть правила: слушать волю капитана, кататься в своих супер-креслах, болтать по телефону, температура всегда идеальна и светит солнце. Чем не мечта?:) Люди забыли, что у них есть бассейн, забыли, что существует жизнь вне электронного кресла (стало нормой). Каждый, кто не следует этим нормам, кажется им странным. Например, Валли покрыт чужеродными загрязнителями, поэтому его отправляют помыться. Все тот же Валли прибегает к прямому контакту (пожимает руку). Глядя по удивлению на лице человека, можно понять, что это не принято теперь у людей. Сохранилось интересное правило следовать моде. Благодаря всеобщему объявлению, легким нажатием кнопки костюмчик из красного цвета превращается в синий. Правилу следуют абсолютно все, даже не задумываясь. Кстати первый человек, который нам встречается на корабле это и есть сам режиссер. (конечно с добавленным весом). Можно, наверное, назвать правилом, обязательность получения образования маленькими детьми. Все эти правила нарушаются, как только человек покидает кресло, которое у него с рождения. Он просто напросто не знает, как действовать вне его. Когда человек падает, он не может подняться сам, своего рода авария, как на дороге:), тут же появляется объезд (как решение сбоя программы). Человек от такого рода событий просто теряет дар речи, его удивленное лицо дает понять, что он напуган. Валяться на земле, а тем более встать самому- это против правил, для этого есть робот помощник.


Парочка, которая плескается в бассейне, намеренно уничтожает водой робота, который сделан, чтобы им помогать. Он мешает им нарушать правила:)) ( купаться, плескаться). Сбой программы происходит еще тогда, когда капитан нажимает зеленую кнопку с цветочком. На лицах людей показан шок и испуг, когда вдруг на них одеваются кислородные колпаки, а кресла их несут в центр звездолета. Я думаю, по выражению лица людей и их изумлению, можно сказать, что возвращение домой не было в программе. Это правило скорее выработалось с годами. То, во что люди перестали верить, а может то, что стало легендой (дорога домой).


Удивительно как разделены главные герои. Неслучайно Валли создан в форме квадратика, а Ева в форме овала. Квадрат - что-то основательное, стойкое, твердое старое.


Овал в нашем случае - новое, передовые технологии. Режиссер объясняет это своеобразным делением на мальчиков и девочек. У героев нет носа, ушей, рта, а есть только глаза. У Валли глаза в виде бинокля. Его настроение и мимика выражается через них. Когда он рад они поднимаются вверх, печален - вниз.
У Евы так примерно так)):


Во второй части фильма мы узнаем, что в результате случилось с людьми. Вообще ситуация похожа на то, что сейчас происходит у нас. Люди перестают общаться друг с другом вживую, им легче поговорить по телефону или выйти в интернет, они теряют навыки реального общения. В фильме Валли, наша бессловесная машинка, может это все исправить. Получается, бессловесная коммуникация может иметь большее влияние, чем словесная? Этот вид коммуникации, по крайней мере, на том корабле, явно отсутствует, поэтому и привлекает внимание людей. Каждый, кто встречается с Валли и общается с ним- меняется. Начинает замечать все, что происходит вокруг, в конце концов узнают, что у них есть бассейн!!!))) Все происходит так, что они начинают ощущать другие чувства, давно забытые чувства. (переживание при касании руки, сбоя программы). Такое впечатление, что вес слова в этом мире ничтожен и действий со стороны человека тоже отсутствуют.
С такими мультиками работать тяжело, потому что надо придумать способ как передать ту или иную информацию, путем различных мелочей, которые соберут картинку воедино. Здесь нет такой роскоши, как в обычных фильмах: надпись снизу, надпись сверху, или закадровый голос или голос другого актера. Поэтому в картинке человек обращает внимание на все. Например, неспроста был придуман красный проводок, которые одели на Еву в диагностическом центре, он потом сыграет свою функцию stand by. Рюкзачок, который носит Валли дома. Таракан, который помогает Валли понять, что у Евы тоже есть чувства.


В общей сложности над мультиком работали целых 6 лет, идея появилась еще до мультика “Finding NEMO”. Финансировать никто не захотел, поэтому режиссер по давнему знакомству уговорил некоторых членов команды, работавших над мультиком Немо, помочь ему. Абсолютно все голоса (хоть и искаженные)- это голоса его команды. Люди на корабле, это сотрудники Pixar, которые дали свое согласие на использование и увеличение их внешних данных в мультике.



Источники: Harper R.G., Wiens A.N., Matassaro J.D. Nonverbal communication. N.Y.-L.: J. Wiley & Sons, 1978, 355 p., диск с фильмом WALL-E, с наличием дополнительных материалов, личные впечатления.

кино, animations, symbol, sign, культура, язык, без слов, art, video, blogberry award, коммуникация

Previous post Next post
Up