Ну наконец! Вчера первый раз в этом году попала на лекцию Быкова. И это при том, что у меня были билеты на две его предыдущие лекции!
Быков вышел на сцену в футболке, на которой крупными буквами было написано - "Когда ты лучший, трудно быть скромным"))). Как выяснилось позже, эту футболку Быкову подарили его ученики.
Итак, как обычно, коротко о том, что запомнилось на лекции. Тема лекции была "Гоголь. В поисках второго тома." Быков назвал Гоголя, вероятно, самым умным русским писателем. Сам Гоголь искренне считал себя гением, чем очень раздражал окружающих его людей. Однако, отметил Быков, Гоголь действительно был гением. Поэтому Гоголь - это, пожалуй, единственный случай адекватной самооценки)). Пушкин, например, недооценивал себя, молодые Достоевский и Горький, наоборот, переоценивали себя.
Лекцию о творчестве Гоголя Быков начал с того, что сначала Гоголь ... выдумал Украину. Все мифы об Украине, описываемые в его произведениях, он или вычитал у немецких романтиков или выдумал сам. А уж потом все, что было в Украине до Гоголя, стало дотягиваться, дорастать до того, что автор написал. Так почему именно мифы? Да потому что сама Украина с ее тополями, красивыми закатами, прекрасными ночами противится реализму, в ней нет места для сведения социальных счетов.
В свои 22 года Гоголь сочинил "Вечера на хуторе близ Диканьки". Впечатляет, не правда ли?!
Потом Гоголь переезжает в Петербург и пытается выдумать Петербург, что ему и удается. Он выдумывает питерские мифы. В повести "Шинель" Гоголь описывает питерский дух канцелярии, мокроты, жижы на улицах, выдавливание человека из мира хмурым питерским небом . Именно после того, как Гоголь описал тему Петербурга и безумия, в этом городе становятся модными депрессия, ночные кошмары и мания величия.
Дальше Гоголь ставит перед собой задачу выдумать уездный город, и ему удается и это. В "Ревизоре" Гоголь описывает все типы русского уездного города. Итак, к 35-ти годам Гоголь написал типы и столичного, и уездного города. И тогда Гоголь решает создать русскую Одиссею, в которой он хотел обрисовать русский путь.
Борхес отмечал, что в литературе есть три сюжета: 1.война 2.странствия 3.самоубийство Бога. В основании литературы каждой страны есть произведения о войне и странствиях. А русская литература в этом смысле подзадержалась. Войну описал Лев Толстой в романе "Война и мир". А книге о странствиях не было. В это время Жуковский занимается переводом "Одиссеи". Гоголь же не переносил, когда кто-то рядом делал что-то великое. Быков считает, что во многом поэтому Гоголь принимается за свою Одиссею. Между ним и Жуковским происходит негласное соревнование.
"Одиссея" - это поэма, описывающая характер нации. Романы, написанные по принципу "Одиссеи" не могут быть закончены, потому что герой возвращается не таким, как ушел (Одиссей очень меняется во время своих странствий). Поэтому, считает Быков, многие великие русские романы не окончены или окончены искусственно. Чехов, например, предлагал в качестве конца романа два варианта - женись или застрелись. А если герой не может вернуться, жениться или застрелиться, то у романа не может быть конца.
"Мертвые души" следуют замыслу "Одиссеи". Быков последовать сравнивает персонажей "Одиссеи" и "Мертвых душ", чтобы подтвердить этот свой тезис. Так в образе заманивающей сирены у Гоголя выступает Манилов. Он является этакой русской сиреной, которая мечтает и заманивает, засасывает путника, поэтому-то Чичиков так стремительно покидает усадьбу Манилова. Собакевич - это русский Циклоп, Коробочка со своим стилем домашнего свинства - Цирцея, которая превращает путников Одиссея в свиней. Ноздрев - это Эол, который сбивает путников с пути. Плюшкин - это попытка Гоголя разобраться с самим собой, т.к. Гоголь сам был склонен к скопидомству и крохоборству. Таким образом, "Мертвые души" представляют собой копию "Одиссеи". А катализатором действия в первом томе является Чичиков, который чувствует и понимает людей, обладает умением перевоплощаться в них.
Второй том "Мертвых душ" - это титаническая попытка Гоголя написать все, что после напишут Толстой, Тургенев и Достоевский. Это попытка увидеть то, что произойдет только через 10 лет. Но невозможно увидеть того, чего еще нет. Не было среды, которую бы Гоголь мог описать, поэтому больше ему было писать не о чем. Быков высказал предположение, что во втором томе Чичиков скорее всего уехал бы из России, т.к. возвращаться ему было некуда. Стихия русского духа - это дорога. Так, например, Чехов испытывал облегчение в дороге. С чем бы пошел Чичиков дальше? Быков отмечает два варианта: 1. Движение - это все. Главное- само движение. 2. В чем русское предназначение? Нет никакого смысла, нет конца в движении, нет духовного перерождения. Может, Россия и существует для того, чтобы загубить чужие смыслы. Такие например, как коммунизм, фашизм.
Быков подчеркнул, что до сих в России не закончен первый том, поэтому не может быть написан и второй.