Нострадамус: известный предсказатель, чьи тексты трактуются слишком широко

Dec 16, 2017 18:00


4 декабря исполнилось 514 лет со дня рождения знаменитого
французского врача, астролога и предсказателя Мишеля де Нострдама, или
Нострадамуса. Вот уже 5 столетий не утихают споры вокруг его пророчеств,
но немногие спорщики знают о том, что большинство предсказаний
Нострадамуса представляют собой либо слишком вольные интерпретации
оригинала, либо его неверный перевод, либо вовсе не имеют к астрологу
никакого отношения.







Нашумевшие «Центурии» Нострадамуса давно стали бестселлером,
породившим немало споров. В этом сочинении автор в форме катренов -
четверостиший - давал метафорические и иносказательные предсказания о
будущем. Трудности перевода состоят в том, что Нострадамус писал на
средневековом французском, используя большое количество изобразительных
средств, из-за многозначности которых возникают разночтения. Каждый
катрен в разных источниках переводится по-разному, и множество вариантов
порождает путаницу. Был ли у Нострадамуса дар предвидения - отдельная
тема разговора, куда интересней проследить, как трактовались его
пророчества в позднее время.



Одно из самых известных его четверостиший традиционно интерпретировали как пророчество о Второй мировой войне и Гитлере:

Животные, гонимые страшным голодом, перейдут реки,

Большая часть сражающихся будет против Гистера,

Тянут вождя в металлической клетке,

А немецкое дитя ничего не заметит.

На самом деле слово «Гистер» можно перевести как «Истра» - это второе
название нижнего Дуная. Именно в этом значении Нострадамус использовал
это слово и в другом своем труде. Нацисты находили в «Центуриях»
предсказания о торжестве «третьего рейха», а их противники в тех же
текстах искали свидетельства ниспровержения Гитлера.



На рубеже ХХ-ХХI вв. предсказания Нострадамуса породили новую волну
спекуляций. Где только ни цитировали его катрен, в котором якобы
предсказывался конец света:

В 1999 году, в седьмом месяце

С неба придёт великий король ужаса,

Чтобы воскресить великого короля Монгола (или Монголов)

Который до-после Марса будет править счастливо.



На самом деле в первоначальном варианте это четверостишие звучало так:

B седьмом месяце 1999 года

Великий небесный царь-искупитель

Воскресит великого короля Анголмуа,

Который до-после Марса будет править счастливо.

«Анголмуа» может быть указанием на Ангумуа - родовое владение
династии Валуа, из которой происходил король Франциск I. То есть
астролог, возможно, полагал, что на рубеже ХХ-ХХI вв. к власти придет
новый король, подобный Франциску I, а не кровавый Чингисхан, как писали в
более поздних интерпретациях. А о конце света речи тут вообще нет.



После террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. в прессе
снова появилось множество публикаций, в которых авторы пытались найти
предсказание этих страшных событий в трудах Нострадамуса. При этом
цитировались такие строки:

В городе Бога будет большой гром.

Два брата будут разорваны в клочья, в то время как крепость выстоит.

Великий правитель не устоит.

Третья большая война начнется, когда город горит.



Под «городом Бога» подразумевали Нью-Йорк, под «крепостью» -
Пентагон, а под «двумя братьями» - разрушенные в результате теракта
башни-близнецы. Историк Алексей Пензенский уверен, что подобная
трактовка слишком вольная. Он подчеркивает, что пророчества Нострадамуса
- это в большей степени поэтическое произведение, чем научное, поэтому
искать в многозначных аллегориях и метафорах точные указания дат, имен и
топонимов не имеет смысла. Постфактум любое четверостишие астролога
можно привязать к любому историческому событию.



Автор книги «Нострадамус: человек, миф, правда» Питер Лемесурье
считает, что астролог не был пророком - он просто знал, что история
повторяется, и на основании известных событий прошлого можно
прогнозировать их развитие в будущем. Он также не видит связи в катренах
Нострадамуса с событиями 11 сентября 2001 г.

На 45 градусе загорится небо

Пламя достигает великого нового города

Немедленно поднимается огромное пламя

Когда они хотят иметь подтверждения от нормандцев.

Лемесурье считает ошибочной трактовку «новый город - Нью-Йорк», так
как тут речь идет просто о городе, построенном недавно - новом городе.
Кроме того, в оригинале упоминается пламя, которое исходит не с небес, а
из «центра мира». То есть в данном случае логичней предположить, что
речь идет об извержении вулкана.

Previous post Next post
Up