Сходили вчера с ребятами на сабж.
Когда-то, наверное я ещё в школе учился, по телевизору показывали всю существовавшую на тот момент Бондиану. Собственно, кончалась она тогда фильмом Golden Eye. Я просмотрел её всю. Поэтому на данный момент я не видел только 2 фильмов из серии: "The world is not enough" и "Casino Royal". Поэтому общее представление о том, что такое Бондиана, у меня есть.
Что можно сказать сразу. Жаль, что я не видел "Casino Royal". Потому что "Quantum of Solace" разительно, совершенно не похож на всё то, что было до него. Старый Джеймс Бонд умер вместе с ХХ веком. Да здравствует Джеймс Бонд. Но вот да здравствует ли XXI век?
Что изменилось в Бондиане. Да всё. Начнём с мелочей, которые, как раз таки, и содржат самую суть.
1. Кто теперь босс? Босс - опять агент М. . Но теперь это же... Манни-Пенни! Которая сидела в приёмной эдакой дурочкой на протяжении 20 серий и пускала слюни по очередной инкарнации Бонда. Спашивается, что дурочка делает почти у самой вершины спецслужб? Фильмы с Дэниелом Крейгом дают однозначный ответ - дуракам там не место. И если кажется, что человек - дурак, значит скорее всего дурак - ты сам, и просто не врубаешься, во что тот играет. Слюни Манни-Пенни относительно старого Бонда оказались не смыслом жизни, а лишь небольшой женской слабостью агента М. . "Вси человецы есьмы". А значит - кончилась рамнтика.
2. Неотъемлемой частью любой Бондианы был агент Q со своими гаджетами. Каждый раз у Бонда была новая машина, нашпигованная всем - от кресла-катапульты до покрытия-невидимки. Каждый раз Q давал Бонду в путь ручки-пулемёты, лезерные очки, реактивные пиджаки и ещё что-нибудь в этом духе. В "Кванте милосердия" человек, одетый в "униформу" агента Q тоже проскакивает в кадре, но только чтобы сообщить о результатах генетической экспертизы. Которая давно уже не новость, а жизненная необходимость. Из оружия у Бонда остался только пистолет. Ну и автомат в начале фильма. Машины - первые, которые удаётся угнать. Нам как бы говорят: "Приехали, ребята, реальность всё равно превосходит все ожидания". А значит - кончилась фантастика.
3. В тизере к "Казино Рояль" нам обещали: "Джеймс Бонд научится чувствовать боль". По-моему, это было весьма мягко сказано.
Во всех 20 Бондианах ХХ века (я говорю не о времени, а о стиле) Джеймс Бонд буквально лучился энергией. "Водка-Мартини, смешать, но не взбалтывать",- и одарил всех чуть кривоватой улыбкой Коннери-Броснана. В "Кванте" это трансформировалось в следующее:
Друг Бонда: Что ты пьёшь?
Бонд: ...Не знаю.
Бармен: 1 часть водки, 3 части мартини, смешать но не взбалтывать, на дно бокала цедра лимона, нарезанная длинной тонкой полоской. Уже шестой бокал.
Смысл: новый Бонд не пьёт - он напивается. При этом знает, что не напьётся.
Когда у старого Бонда убивали девушку (как, например, в Goldfinger), реакцией его было что-то вроде: "Вот незадача, а так неплохо с ней резвились". Когда у Бонда убивали друга, он лишь получал повод не просто пришибить негодяя, но ещё и пафосно сказать ему: "Это был мой друг!".
Сравнение с "Goldfinger" здесь не случайно. Сцена с девушкой, убитой по ходу фильма, повторяется практически один-в-один, разве что вместо золотой краски тело её вымазано чёрным золотом - соблазнённую Бондом агента MI6 утопили в нефти. Реакция Бонда на это та же, да не та. Он не реагирует. Но не потому, что ничто не омрачит жизнь лучезарного суперагента. Просто на душе у него такой мрак, что темнее его уже не сделаешь. Потому же тело друга, умершего у него на руках, Бонд, обчистив карманы, выбрасывает в мусрный контейнер. На вопрос очередной девушки он отвечает непереводимым: "He wouldn't mind".
В общем, если у старого Бонда внутри была лампочка, то у нового - чёрная дыра. И если старый жил и совершал подвиги, то нынешний - совершает подвиги чтобы выжить.
4. Изменились злодеи. Раньше это были, в общем-то, такие же, как и Бонд, идеалисты, желающие захватить мир и править им в одиночку. Таким был Доктор Но, почти такими были, например, Голдфингер и Зорин, хотя планы у них были поскромнее и поинтереснее. Хоть и пролив за свою карьеру немало русской крови, Бонд никогда не воюет против СССР конкретно: обычно его целью оказывается какой-нибудь взбесившийся генерал, часто на службе опять таки у злодея, как это было в "Octopussy" или "Golden Eye". Даже самый последний классический злодей, Густав Грейвз, он же Тан-Сун Мун, который, вроде как, стремился к величию Северной Кореи, в конце фильма был послан со своими идеями северокорейской военной верхушкой во главе с его же отцом.
Совсем не таковы злодеи в "Кванте". Главное отличие - не видно кукловода. Генерал Медрано - обычный покупной диктатор, Грин (его играет великолепный вечный антигерой Матью Амалрик), с потрохами покупающий Медрано - лишь маленькое звено в огромной сети, концы которой теряются в кромешной тьме. Наверняка и следующая серия не принесёт прояснения. В противном случае я, скорее всего, буду сильно разочарован.
Даже не Вердикт - Диагноз
Моя квартирная хозяйка, типичная "old woman from Pasadena", охарактеризовала фильм так: "Action, action, action." Да, Бонд в лице Дэниела Крейга всё время куда-то бежит, дёргая за собой во все стороны кадр, но суть - не в этом. Фильм стал жёстим и мрачным. Фильм кончается не прерванной рамантичной сценой - девушка просто уходит. Главного микрозлодея убивают свои же. И кто - неизвестно. Зло нельзя победить - ему можно только противостоять. Бондиана из сказки про рыцаря без страха и упрёка превратилась чуть ли не в триллер. Если смотреть "Квант Милосердия" в ретроспективе бондиан, то фильм как бы говорит нам: "Сказки кончились, Welcome to real world!".
Двадцатый век ушёл, господа-товарщи! Мир перестал верить в сказку про всеобщее счастье. Теперь сказка другая, каждому - своя. Ровно столько, сколько сумеешь отгрызть её у других. И эти другие - они даже уже не "плохие". Они - просто не ты. Почему я это тоже называю сказкой - да просто потому, что грызня за личное счастье не принесёт не только счастья, но даже и забвения. Это, друзья капец.
Мне не хочется в это верить, но все факты налицо. Общество, сложившееся после Второй Мировой, всё быстрее движется к закату и новым бурям. Нет, я не собираюсь витийствовать про конец света. Во все времена и все народы кричли "Армаггедец! Апокалиптец!" - но потом это оказывались всего лишь Великое Переселение Народов и Наполеоновские Войны. Мы, люди, в первую очередь хотим жить, и мы выживем. Мы поверим в новую всеобщую сказку - нам просто не остаётся ничего другого. Человечество без сказки жить не может. Но до этого весь мир перетряхнётся и станет таким, каким его никто не ожидает видеть. Перемены коснутся каждого, но никому не принесут "счастья".
Мне, человеку молодому, довольно сложно об этом думать. Но я знаю - мои бабушка и дед уже пожили в 3 совершенно различных эпохах, и выжили. И потому я гляжу в будущее со скептическим оптимизмом, и заставляю себя верить в старую сказку - пусть и на новый, непредсказуемый лад.
P.S.
По ходу фильма Бонд спрашивает М: "Сколько нефти дали вам за это Американцы?" И это не просто в голливудском фильме. Это - "Джеймс Бонд". Появляются творения вроде
Oiligarchy. На нефтяных магнатов теперь можно наезжать на самом высоком уровне. Другой бы обрадовался - наконец-то победило зелёное мышление. Увы, меня учили смотреть на два шага вперёд. Грин (Greene) в "Quantum of Solace" изображает из себя как раз таки гринписовца (игра слов: его компания называется "Greene Earth"). Если правительсва начали позволять пинать нефть, это значит только одно - скоро нефть будет не нужна. Энергетические компании нам отдали просто с качестве козлов отпущения. А пока народ увлечён тем, что с упоением пинает их, за нашими спинами готовится что-то очень масштабное. Очевидно, пришла пора нового
Кондратьевского цикла. Уж помянте мои словa.