«Парето-принт»: здесь рождаются книги

Feb 14, 2013 21:00

Типография «Парето-принт» была построена в 2009 г. Первый камень заложили в Калининском р-не Тверской области буквально накануне кризиса, а год спустя издательско-полиграфический комплекс порадовал читателей отпечатанной книгой.

Появление подобной типографии на отечественном рынке ожидали давно. Хотя бы потому, что невозможно в России - великой древесно-целлюлозно-бумажной державе - вечно печатать качественные цветные книги на зарубежных типографиях. Но кто-то должен был решиться, чтобы стать первым и попытаться завоевать этот лакомый куш. Им стал предприниматель-книголюб Александр Мамут. И не прогадал. Сегодня новая типография захватила целых 8% книжного рынка России и это не предел. Ежемесячно выпускается 5 млн. единиц тиража. Это 600 наименований книг, журналов и брошюр в месяц.

О том, что типографии выгодный и высокодоходный бизнес, мне известно не понаслышке. Благо работал у Бориса Абрамовича Гиллера, заместителем генерального директора ИД «Провинция» в далеких 2003-2004 гг. У «Провинции» было 4 типографии, и мы очень гордились этим направлением. Конечно, типографии требуют серьезных инвестиций. А сейчас книжную продукцию потихоньку вытесняет интернет, поэтому тиражи уменьшаются. Издатели со страхом ждут дня, когда произойдет переход на электронные учебники, ибо сейчас на школьной литературе делается многомиллиардный бизнес. В отличие от взрослых детишкам-таки приходится постоянно читать и таскать в школу разные учебники.

«Парето-принт» впечатляет. Я давно думал, где напечатать мою книгу и еще раньше очень хотел посмотреть возможности «Парето-принт». О ней идут хорошие отзывы, а качество книг можно оценить, зайдя в ближайший книжный магазин. Мне нравится в книжном смотреть новинки, листать, разоряться на интересности… А в последнее время появилась вредная привычка: смотреть, как издана та или иная книжка. Ибо когда самим написана грандиозная книга, важно ее качественно издать. «Жди меня в Нальчике» - в верстке будет свыше 1000 стр., по объему она напоминает «Войну и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова или «Отверженные» Гюго. По-хорошему, ее надо издавать несколькими томами, соблазн огромный. Но тогда будет дробление мысли. А я все-таки пишу ни хухры-мухры, а стратегию развития Российской Федерации на примере моей любимой Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа. В книге будут карты, 4 блока фотографий, иллюстрации, ну и конечно текст. Проблема «стратегий», что их никто не читает. Стратегию чувашского сенатора, ныне министра сельского хозяйства Николая Федорова высмеяли, стратегию Высшей школы экономики вообще не рассматривали, даже Владимир Владимирович Путин со своими статьями-кирпичами был совершенно нечитабелен. А я хочу, чтобы мою книгу прочли. Поэтому пишу хорошо. Требования не только к мыслям, но и к слогу… И, особенно, к оформлению. Книга должна быть интересной. Лучшей.

Итак, в прошлую пятницу на «Парето-принт» высадился целый десант представителей крупнейших компаний России и пиар-агентств. Полиграфисты демонстрировали предприятие и современные возможности типографского искусства. Я шел по типографии, и ловил себя на мысли, до чего же технологии ушли далеко вперед. Ведь мне приходилось бывать много где на типографиях, особенно в поездках по регионам. Но здесь я почему-то вспомнил свой самый первый визит на типографии, когда в далеком 1986 г. отец (известный журналист и фотограф, главный редактор газеты «Неделя») привел меня на типографию, где печаталось его издание. Пятница для нашей семьи была грустным днем, папа сдавал номер поздно, весь вечер проводил в редакции, а ночь на типографии, возвращаясь домой под утро. Тот поход на типографию произвел на меня, ребенка, большое впечатление. Каждую букву отливали отдельно, тексты сдавали в набор, больше всего меня поражали черные от въевшейся краски пальцы и ладони полиграфистов, привыкших держать в руках раскаленные формочки. Я думаю, если бы кому-то из работников тех давних лет показать современную типографию-сказку, подобную «Парето-Принт», люди бы сразу осознали, что коммунизм наступил.

На «Парето-Принт» высокая автоматизация процессов. Работников в цеху немного, а производство реально большое. И для нас, пиарщиков и корпоративных клиентов, здесь было особенно ценным увидеть, почувствовать особое внимание «Парето-принт» к деталям. На каждый процесс здесь есть машина, станок, агрегат, что позволяет выпускать воистину уникальные книги, шедевры высокого стиля. Некоторые заказы настолько сложны и требуют такого объема операций и ручной работы, что их производят по несколько месяцев. Например, шикарные библии и молитвословы. Тиснение, золочения, различные виды обложек, вырубка. Книги печатаются различных форматов - от очень маленьких до грандиозных энциклопедий, вроде русской версии Larousse. Собственно множество дорогих и уникальных книг, новых для России форматов, наводнивших книжные магазины за последние год-два - это как раз проделки «Парето-принт».

При этом типография - компактная. Здесь все продумано, каждый метр площади - полезная территория. Стильное здание с минимумом изысков, но с максимумом воздуха и пространств, удобное взаимное расположение станков и цехов. Здесь создан полный технологический цикл, способный в короткие родить красивую книжку любой сложности. Писатель и издатель - это люди, которые книги вынашивают, а вот типография - своего рода роддом. Сами работники с гордостью говорят: «мы принтер, большой принтер» - это когда пиарщики спрашивают, а дизайн и верстку вы делаете? А зачем! У каждого свой хлеб, надо делать свою работу хорошо и не отбирать ее у издательств.

А машин здесь множество. Современные линии бесшвейного скрепления Balero и резальная линия Presto, агрегаты для переплетов CT-100 и Diamant, рулонно-офсетные печатные машины «Книга» и листовые печатные машины Manroland различных модификаций, допечатная подготовка осуществляется на оборудовании Kodak, а еще есть высокопроизводительное оборудование от Muller-Martini, Meccanotecnica и др. Под разные производственные процессы и прогоны стоят специальные агрегаты. Книга начинается с рулонов бумаги и картона, и, кочуя от агрегата к агрегату, обретает свою индивидуальность. Кажется, предусмотрено практически все, включая огромный склад и собственную службу доставки. Видя огромные рулоны бумаги, вспомнил свой визит на «Монди» Сыктывкарский ЛПК, который контролирует треть европейского рынка бумаги. Так что теперь я знаю полный цикл - и откуда берется бумага, и как рождаются книги.

Кстати, мой прежний любимый работодатель Пенсионный фонд России тоже клиент «Парето-принт». Когда я пришел в ПФР в 2008, в фонде не было ни толковой пресс-службы, ни информационно-разъяснительной работы. А сейчас она на высоком уровне, поэтому не случайно, что теперь у фонда появилось много продуктов, достойных качества «Парето-принт». Подобные типографии, на мой взгляд, не просто приходят на рынок, они его формируют. Все-таки в России можно много где напечатать книги. Но здесь видно, КАКИМИ могут быть книги. И, прежде всего, корпоративные издания. Обычная корпоративная книга в России - это тухлая убогая макулатура, отпечатанная на дорогущей бумаге, с упоротым нечитабельным текстом. Часто это сборная солянка статей разных авторов, интересных лишь самим авторам. Либо толмуды без иллюстраций, либо с иллюстрациями, но с экономией на многих мелочах в плане качества. Но в пиаре мелочей не бывает. Ибо пиар работает с тремя ключевыми составляющими - с доверием, узнаваемостью и с репутацией.

Собственно, «Парето-принт» продемонстрировал образец, достойный подражания, когда хочется сделать качественное корпоративное издание. Это кулинарные книги Сталика Ханкишиева. Фантастическая смесь прекрасных иллюстраций, остроумного захватывающего полезного текста и качественной полиграфии с версткой. Подобные издания - это последний писк моды. Качественные во всем. «Парето-принт» сотрудничает с ведущими издательствами страны, с многими ключевыми компаниями, начиная с «Газпрома»… Вариаций на тему, как сделать любую книгу или буклет суперовски и сердито - тут масса. Мне, к примеру, понравилась презентация самой «Парето-принт», обложка сделана из пробкового дерева, с чудесным нанесением. А еще картинки можно гладить, ощущая, насколько разным может быть нанесение иллюстраций.

Принимали нас на «Парето-принт» хорошо, с полным вниманием к действующим и потенциальным клиентам. Менеджеры по продажам, по производству, руководство предприятия ответили на множество вопросов. Экскурсии по цехам, от агрегата к агрегату. Все агрегаты загружены, по лентам конвейеров идут книжки или их части. Бумага режется, обрабатывается, идет печать, разрезка на страницы, сшивка, склейка. Довольно шумно от работы станков, поэтому у каждого зрителя наушник, внимательно слушаем экскурсовода. Слушаем и мотаем на ус. Конечно, главная цель презентации - собрать для типографии как можно больше корпоративных заказов. Но есть и побочная задача - показать, как можно и нужно правильно создавать книги, расширить знания ответственных за пиар и маркетинг лиц. Ведь полиграфия - трудоемкий процесс, поэтому далеко не все пиар-службы решаются на него, в основном это удел клиентоориентированных предприятий и организаций. Многие не решаются просто потому, что не знают, с какого бока приступить и как потом издавать. А все довольно просто.

Представителей холдингов на пресс-конференции волновали тиражи и сроки… максимальные и минимальные. В частности это важно, когда речь идет о создании корпоративных отчетов. Тут опыт «Парето-принт» идет от малых тиражей буквально в сотню экземпляров, до заказов больше 100 тыс. экз. Оптимальный экономически обоснованный тираж - до 40 тыс. экз. Печатают тут быстро. Исполнение сложных заказов занимает не больше месяца, часто приходится ужиматься в неделю и меньше. Но технологический цикл - такая вещь, которую не обманешь. Ведь краске нужно сохнуть, а каждая операция по производству книги требует времени.

Меня же интересовали эксклюзивные технологии. Все-таки собственную книгу хочется издать так, чтобы оправдать репутацию как одного из лучших и ведущих профессионалов пиар-отрасли. Сделать так, чтобы книжку и в руках было приятно подержать, и прочесть захотелось. Есть те, кто изобретает что-то новое, а я как китайский инженер. Смотрю, кто чего выдающегося изобрел и стараюсь изучить технологию, чтобы сделать также и не хуже. Ведь умельцев-изобретателей делать классно - довольно много. К примеру, компания РЖД делает классные корпоративные отчеты. А ИД «Коммерсантъ» издавал свою знаменитую юбилейную книгу именно в «Парето-принт». Крупные типографии держат руку на пульсе издательской моды. Тем более, что фишки зачастую требуют не столь уж и много усилий и расходов. Так что по итогам осмотра типографии я остался доволен, вдохновлен и задумчив.

Нашим персональным нянькой был Рашад Исмаилов, коммерческий директор предприятия. Стальная хватка, обаятельность, умение все четко и красиво разложить по полочкам, высокое искусство продавать. Директор по производству Алексей Оборин и его заместитель Евгений Маркалев как два бастиона выдерживали атаки десятками вопросов. На свои вопросы - как лучше делать красивые вкладки - я получил исчерпывающую информацию. В общем, рукопись ушла в осметку. Ибо как изящно выразилась Анна Копылова, менеджер по работе с ключевыми клиентами - три копейки туда-сюда, а умножить на тираж, вилки получаются серьезные. А так хочется красиво! Также хочу поблагодарить Вячеслава Тихомирова и менеджеров SPN Ogilvy, сопровождавшим мероприятие. Обычно я тоже где-то за кадром... А это огромная работа, и так приятно оказаться на другой стороне в качестве просто участника.

Из типографии поехали в Конаково-ривер-клаб, новое уютное место на берегу Иваньковского водохранилища. Утром за завтраком удалось переброситься парой фраз с гендиректором ИПК «Парето-принт» Павлом Арсеньевым. В основном говорили про историю создания предприятия, все-таки в кризис создать такую махину - это огромное чутье и везение. «Парето-принт» - один из крупнейших налогоплательщиков и страхователей Тверской области, входит в первую пятерку предприятий региона. В проект строительства типографии вложена астрономическая сумма 2,9 млрд. рублей. Итого 600 новых рабочих мест. На что обращаешь внимание в цехах, так это на счастливые лица рядовых сотрудников на производстве. Кто-то в шутку сказал, что это следствие процесса склейки книг, хотя вентиляция отменная. :) Но дело, конечно, не в клее. Счастье - это ощущение востребованности, сопричастность к важному и очень красивому делу. И, конечно, довольно высокая по местным меркам зарплата, хорошо стимулирующая молодой энергичный персонал.

Когда в регионе и в райцентре появляются столь масштабные предприятия, главная ошибка власти спрашивать: «чем предприятие может помочь региону или району». Оно и так помогает, ибо плодит счастливых людей, приносит в семьи хороший доход. Спрашивать надо наоборот, «чем власть может помочь предприятию стать еще успешней?». В случае с «Парето-принт» дело за малым, нужно чуть улучшить дорогу к предприятию. Это вряд ли скажется на объемах (хотя буквально на днях обанкротился их главный конкурент, так что прямой стимул расширять производство и дальше есть), но комфорта станет, безусловно, больше. Ведь «Парето-принт» - стильное, европейское предприятие. Возможно, мы доживем до того момента когда и дороги в Тверской земле станут европейского качества. В общем, губернатору Андрею Шевелеву на заметку.

Дизайнеры часто вызнают о вкусах клиента через вопросы про любимую музыку, еду, занятия. На типографии к формированию собственного имиджа в глазах новых клиентов подошли обстоятельно. Это музыка в стиле джаз, бесконечная восхитительная импровизация от ансамбля народного артиста России Игоря Бутмана. Это превосходная палитра еды от Сталика Ханкишиева. Это много спорта, простора и хорошего настроения, разудалого вольного русского характера, рожденного на берегах Волги.

В джазе, в хорошей кухне, в архитектуре крайне важны детали. Вот и Сталик приготовил для затравки шашлык из восхитительного сибаса, золотистая рыба делалась на медленном огне, а главный секрет вкуса особый дым, когда в уголь добавляется чай, смешанный с сахаром и рисом. И дым, прилепая к рыбе, дает чудесный вкус. А сколь великолепен плов? А какой был кебаб, и мраморный стейк и шашлык из ананасов. И везде детали. Хорошее блюдо это трудолюбие и множество важных маленьких деталей. Примерно также и на типографии. Красивые книги - производные из множества деталей. А мне хочется, чтобы моя книга читалась так же вкусно, каким был плов у Сталика.

К чему я все веду. Приехал в Москву, коротко написал в «Фейсбуке» о том, что был на «Парето-принт», что восхищен типографией. И получил в приват несколько десятков сообщений от друзей и просто подписчиков. Мне редко кто пишет по итогам постов в приват, вообще не люблю переписываться. А тут сразу десятки сообщений! Как? Чего? Впечатления? Так что, чтобы всем не отвечать по одиночке, собрался с мыслями и написал об увиденном. Оказалось, что в числе знакомцев есть и писатели, и те, кто уже намучился с другими типографиями. Некоторые делятся своим опытом работы с «Парето-принт». В основном счастливым. Лишь одно письмо поразило безысходностью. Подруга, владелица нано-издательства, счастливая, что выпустила на «Парето-принт» качественную книгу, несколько недель привезла ее тираж на частный склад в Москве, в субботу склад сгорел и вместе с ним 2300 экз. книги. А там кредит и все такое, тираж, как часто водится, не был застрахован. Издательство на грани банкротства, от тиража осталось 130 экз. «раритета», припасенные в офисе. Готовить-готовить книгу в течение года… и такая вот драма.

Сегодня зашел в «Молодую гвардию» купить новую книжку Джоан Роулинг «Случайная вакансия». Так убабахался за последние месяцы, что не хватило времени прочесть ее в оригинале на английском, хотя последних Поттеров приходилось читать в день премьеры на английском. Догадайтесь, где была отпечатана эта книжка? Скажу так, печатать супертоповых авторов - всегда считается знаком качества. Поэтому «Парето-Принт».

Производство

Previous post Next post
Up