В данном случае от коллектива декоративно-прикладного музея - Культурному министру
Обращение коллектива Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства к министру культуры России А.А. Авдееву.
c 11 по 23 февраля Москва
Министру культуры Российской Федерации
А.А.Авдееву
Уважаемый Александр Алексеевич!
К Вам обращается коллектив Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Ваше выступление на радиостанции «Эхо Москвы» от 19 января 2011 года побудило нас привлечь Ваше внимание к ситуации, сложившейся в нашем музее в результате трехлетней деятельности директора М.В.Баржановой. Выяснилось, что это случайный человек на ответственном посту руководителя, не имеющий представления о проблематике декоративно-прикладного и народного искусства, не умеющий организовать сложную и деликатную деятельность учреждения культуры, поддерживать здоровые отношения в коллективе.
Коллектив музея доброжелательно отнесся к назначению М.В.Баржановой директором в 2008 году. Мы надеялись, что М.В.Баржанова, позиционирующая себя как высококвалифицированного специалиста в вопросах экономики, с большим опытом государственной и законодательной работы, предложит новые, соответствующие современным условиям, пути развития музея. Коллектив помог директору в решении ряда вопросов, в частности, в экстренном внеплановом обновлении постоянной экспозиции и подготовке ряда выставок.
Однако наши ожидания не оправдались. Мы убедились в том, что директор не понимает задач нашего музея, который специализируется на собирании, сохранении и изучении драгоценного национального наследия, декоративно-прикладного и народного искусства, на формировании высокой эстетической культуры нации, воспитании патриотизма. Директор музея позволяет себе пренебрежительные оценки и замечания о народном искусстве, в том числе, в повседневной работе с коллективом. Отдельные сотрудники и коллектив музея в целом являются постоянным объектом грубых, оскорбительных высказываний своего руководителя. В общении с сотрудниками директор открыто говорит, что в музее работает «деревенщина», «Лыковы в центре Москвы», коллектив называет «стадом мулoв». В своих интервью в прессе директор старается сформировать мнение о профессиональной несостоятельности и некомпетентности коллектива.
Особое возмущение, переполнившее чашу терпения сотрудников музея, вызвало недавнее интервью М.В. Баржановой журналу «Итоги» (№3(762), 17.01.2011). Это интервью полностью диссонирует с установками Министерства культуры, демонстрирует извращенное, вульгарное понимание задач, которые ставятся перед учреждениями культуры предстоящей реформой бюджетной сферы. М.В.Баржанова бюджетную форму деятельности музея называет коммерческой, рассматривая музей как свою частную фирму. Текст интервью демонстрирует абсолютное незнание директором проблематики декоративно-прикладного и народного искусства, задач и смысла деятельности нашего музея. Неслучайно М.В.Баржанова упорно предпринимает попытки исключить из названия музея термин «народное искусство». В контексте сказанного наличие в приемной и кабинете директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства личной коллекции китайского искусства становится подчеркнутым вызовом и неуважением к традиционному искусству и культуре России. Моральный кодекс ИКОМа подобную ситуацию трактует как этически неприемлемую. Вряд ли директор зарубежного музея, посвященного национальному искусству своей страны, при таком оформлении кабинета и приемной остался бы в своем кресле.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства является уникальным музеем в Российской Федерации, специализирующемся на собирании, сохранении и изучении нашего национального наследия. Деятельность музея направлена на воспитание патриотизма, формирует ценностные категории и связана с развитием и популяризацией корневой основы многонациональной отечественной культуры - народного искусства. Человек, занимающий пост директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, должен знать, понимать и любить его.
Директор М.В.Баржанова постоянно демонстрирует неумение организовать управленческую, финансовую, кадровую политику. Решения в сфере базовых направлений деятельности музея принимаются авторитарно, в нарушение уставной деятельности не проводятся Ученый совет, научно-методический, экспозиционно-выставочный советы. В состав Ученого совета музея директором введены люди, далекие от специфики музейной деятельности. Не сформирован и не утвержден выставочный план на текущий год, не говоря о планах на перспективу. Масштаб и качество практикуемой в последние годы выставочной деятельности характерны скорее для частной галереи и не соответствуют статусу и уровню крупного государственного музея как хранилища духовного наследия.
В итоге трёхлетней деятельности М.В.Баржановой музей оказался в критическом состоянии. Вот результаты её работы, не замечать которые уже невозможно:
- Площади, занятые постоянной экспозицией музея, сократились на треть, количество представленных в ней экспонатов - вдвое. Ликвидированы важнейшие разделы постоянной экспозиции: народных художественных промыслов и искусства XX века. В настоящее время ставится вопрос о демонтаже раздела постоянной экспозиции «Частные коллекции», куда входят собрания М.В.Мироновой и А.С.Менакера, Н.Л.Шабельской, Г.А.Кубрякова, переданные в музей на условиях обязательного экспонирования.
- Количество проводимых в музее выставок сократилось втрое. Условия выставочного экспонирования и проведения авторских выставок в музее недоступны для большинства художников декоративно-прикладного искусств, для народных мастеров, более того, они недоступны даже для предприятий народных художественных промыслов. Директор музея ориентируется только лишь на реализацию так называемых коммерческих выставочных проектов, зачастую не связанных с профилем музея.
- Ликвидирован ряд подразделений музея, в том числе и выставочный отдел.
- Из музея вынуждены были уволиться около 100 человек (штатная численность музея 180 человек), не считая технического персонала - смотрителей, сторожей и др. Среди ушедших - известные в музейном мире специалисты в области декоративно-прикладного и народного искусства. Бесконечная кадровая чехарда, когда лично директор приглашает сотрудников и выплачивает им повышенную зарплату, а люди через несколько месяцев увольняются, приводит к неоправданному расходованию средств фонда заработной платы.
- Полностью остановлена активная ранее работа по публикации музейных коллекций в профессиональных журналах и изданиях. Это связано с двумя причинами: отказом администрации от включения такого рода деятельности в рабочие планы сотрудников и «неподъемной» для некоммерческих изданий стоимостью оплаты за право фотографирования и воспроизведения музейных экспонатов.
- Прекращено проведение ежегодных научных чтений памяти В.М. Василенко - единственной в России специализированной конференции по проблемам декоративно-прикладного и народного искусства. Остановлена работа Клуба искусствоведов. Таким образом, исключена возможность профессионального общения с коллегами в стенах нашего музея.
В последние дни 2010 года были выведены из эксплуатации (опечатаны Госпожнадзором) три музейных корпуса общей площадью около 1500 кв.м, где располагались отдел реставрации со специально оборудованными помещениями, Детский центр и уникальная библиотека Музея народного искусства. В результате работа этих подразделений парализована. Закрытие реставрационных мастерских ставит под угрозу не только плановую реставрационную работу с нашей музейной коллекцией, но и выполнение государственных заказов по ФЦП Министерства Культуры России. Подобная ситуация помимо финансовых убытков отражается и на реноме музея.
Детский центр и реставрационные мастерские являются для музея источником дополнительных внебюджетных финансовых поступлений и крайне важны в новых условиях хозяйствования. Именно через Детский центр осуществляется одна из важнейших интерактивных функций музея - работа с детьми и молодежью, он по праву считается одним из лучших в России.
В результате проведения ремонтно-строительных работ допущены искажения внешнего облика одного из корпусов музея, имеющего статус вновь выявленного памятника архитектуры середины XX века (Арх. В.Г. Гельфрейх). Стеклянный фонарь перекрытия этого здания был заменён новым, иных габаритов и иного масштаба расстекления. При проведении работ в другом корпусе, включающем палаты XVIII века, ради сооружения новой внутренней лестницы был уничтожен культурный слой без обязательных в таких случаях археологических изысканий.
В деятельности директора отсутствует хоть сколько-нибудь внятная стратегия развития музея. От всех прежних, продуманных и осмысленных концептуальных разработок М.В.Баржанова отказалась. Попытка директора создать новую концепцию развития музея провалилась. Для её разработки привлекли профессионально занимающуюся этим организацию («Экокультуру»). Однако когда её сотрудники поняли, что никакие музейные, профессиональные подходы к созданию программы развития администрацией не принимаются, они отказались от дальнейшей разработки проекта.
В настоящее время перспективы развития музея не обсуждаются вообще. Вынашиваются лишь планы избыточного коммерческого использования площадей, пока ещё занятых музейными структурами. В этой ситуации весьма логичным представляется вывод из эксплуатации трёх музейных корпусов. Создается впечатление, что приведший к этому конфликт с Госпожнадзором был спровоцирован М.В.Баржановой намеренно. В планах директора место Детского центра и прилегающего к нему корпуса должен занять ресторан. Администрацией ведутся переговоры с представителями ресторанного бизнеса об открытии на территории музея ресторанного комплекса (более 1000 кв.м). В данном случае речь идёт не о создании необходимого нам музейного кафе, а об изъятии у музея площадей для открытия самостоятельного ресторана, по своим площадям сопоставимого с теми, что занимает постоянная музейная экспозиция. В течение двух последних лет проводилась работа по созданию концепции под благовидным названием «Музей еды», для чего фонды музея, по приказу директора, обходил нанятый администрацией человек с целью отбора музейных экспонатов для оформления интерьеров ресторана. Иными словами, музей хотят превратить в подобие развлекательного дополнения к ресторану. Большую обеспокоенность коллектива музея вызывает намерение директора искать инвесторов для реконструкции и капремонта трех флигелей, ныне опечатанных Госпожнадзором. Коллективу не понятно, поставлен ли в известность учредитель в лице Министерства Культуры России о подобных намерениях. Так как музей является государственной бюджетной организацией, не ясно, на каких условиях будет привлекаться инвестор, и что он получит в качестве компенсации своих инвестиций.
Опасность угрожает научной библиотеке МНИ, в настоящее время переводимой в музейный фонд. М.В. Баржанова распорядилась «перенести её куда-нибудь в фонды». В данном случае речь идёт об огромном книжном, архивном, изобразительном и фото фонде, основанном в 1885 году одновременно с Кустарным музеем. В настоящее время его составляют десятки тысяч книг и документов по народному искусству, включая оригинальную графику и редчайшие фотографии XIX века. Все эти уникальные материалы расположены на площади 400 кв.м, и до последнего времени были доступны для работы. По распоряжению директора музея библиотека может быть упакована и на неопределённый срок складирована, став недоступной для специалистов и наблюдения за сохранностью её экспонатов.
Логике поэтапного сокращения музейных форм работы следует и кадровая политика М.В.Баржановой, которая предпринимает постоянные действия по выдавливанию мешающих ей профессиональных кадров. Так, реставраторам, при отсутствии оборудованных рабочих мест после опечатывания Госпожнадзором помещений предлагается либо увольняться, либо переходить на половину ставки. Также переходить работать на 0,5 ставки предлагается и другим сотрудникам, заявлено о намерении и дальше сокращать поредевшие штаты фондовых отделов. Делается это достаточно грубо и бесцеремонно (в нарушение трудового законодательства, по «упрощённой схеме», против которой недавно выступил В.В.Путин). Сначала «назначенные» к увольнению сотрудники лишаются надбавок к заработной плате, затем, под давлением администрации, их вынуждают написать заявления об уходе по собственному желанию. В последнее время таким методом был полностью ликвидирован выставочный отдел, обеспечивавший одну из главных музейных функций. Подобные действия директора также являются и попыткой решить проблему дефицита фонда заработной платы.
Неприятие коллектива вызывают злоупотребления служебным положением. М.В.Баржанова использует музейных реставраторов для реставрации предметов личной коллекции. Сотрудникам Детского центра навязываются несвойственные им функции аниматоров, массовиков-затейников на детских праздниках, вместо просветительской деятельности. Музейные фотографы неоднократно привлекались для съемок семейных мероприятий директора. Сотрудники технических служб вынуждены обслуживать квартиру и дачу М.В.Баржановой. При крайне ограниченных финансовых возможностях (по словам директора), когда экономия проводится за счёт канцелярских принадлежностей и картриджей для принтеров, музеем по приказу директора был приобретён и содержится автомобиль, обслуживающий преимущественно М.В. Баржанову и её семью. Вызывает вопросы ирасходование средств, в том числе выделенных бюджетом на пожарную безопасность, и по ФЦП на приобретение музейного фондового оборудования, которые по назначению использованы не были.
Деятельность М.В Баржановой в должности директора музея за эти три года привела к тому, что коллектив не считает возможным работать вместе с этим руководителем, так как некомпетентность директора и администрации, нагнетание негативной психологической атмосферы и исключительно грубая, недопустимая манера обращения М.В. Баржановой с людьми несовместимы с позитивной плодотворной работой. Сотрудники музея просят Вашего вмешательства в создавшуюся ситуацию и предлагают провести встречу с коллективом.
Сотрудники Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства:
Свыше 60 подписей сотрудников основных, базовых отделов музея: хранительских, реставрации, экспозиции, Детского центра музея.
Письмо было передано в Министерство культуры через экспедицию 08.02.2011.
http://www.museum.ru/N42071 А здесь по ссылке это самое интервью мадам Баржановой:
http://www.itogi.ru/iskus/2011/3/160920.html Надо сказать, что это не первая попытка музейных сотрудников поднять лапку на своего замечательного директора, вроде бы креатуру Швыдкова, который якобы привел Баржанову сюда за три дня до своего увольнения! Вот музейный плач Ярославны трехлетней давности:
http://boberchik.livejournal.com/55149.html