Jan 29, 2012 03:46
Как плохо мы знаем родную литературу! Спроси нас: «Что написал Н. С. Лесков?» - и почти каждый скажет о «Леди Макбет Мценского уезда» и «Левше», кто-то вспомнит «Очарованного странника», «Запечатлённого ангела», совсем мало кто ответит - «На ножах», «Чёртовы куклы» и … «Захудалый род». Между тем Лесков считал этот роман написанным тщательно и очень любил его. Восхищающий КАЖДЫМ спектаклем С.Женовач делает дело филолога - знакомит публику с уникальными текстами. В пятый раз иду в СТИ Женовача с замиранием сердца, и в пятый раз восхищённо выдыхаю на выходе наслаждение, охватившее меня в зале. Серьёзнейшая работа! Продавая билеты, неравнодушный кассир предупредила, что спектакль длится 4 часа! Но я знала, что иду к Женовачу и то, что затраченное время окупится с лихвой. Ещё подумала - и читать не надо будет «Захудалый род». Когда прозвучало финальное: "Род приходит и род уходит, а земля пребывает вовеки", когда я все 4 часа ловила удивительный текст Лескова и познакомилась (! - раньше не читала, даже на филфаке в мои студенческие годы это произведение было обойдено стороной) с Варварой и Дон Кихотом- книгочеем и защитником сирых Рогожиным, Ольгой и Червёвым, я знакомилась не только с «коллекцией оригиналов», с «людьми совести и сердца» (лесковское определение своих персонажей), но и с собой. Что-то особенное? И нет - о простом речь, и да - о сложном, очень сложном. Во что и кому верить: государству, Богу; разрешит ли государство воспитывать молодое поколение «червёвым». А если да - то каким это государство станет? Во время спектакля и уже после него решаю интересные загадки человеческого поведения (например, (не)желания-(не)умения посторониться в раздевалке фитнес-клуба) с помощью превосходного произведения. На таком спектакле устаёшь, поскольку надо думать, нужны усилия. Здесь не пляшут - не поют, здесь нет новомодных театральных придумок в виде визуальных эффектов. Актёры говорят невероятное количество текста лесковским языком (дивлюсь - как же им было сложно запомнить такой объем!). Женовач пытается воскресить старую русскую традицию домашнего медленного и неторопливого чтения вслух. Негодую на себя, что не аплодирую (ведь зал особенно-торжественно молчит тоже) в тончайших местах спектакля - единственной любви Ольги, неразвитой жизни Грайворона, нравственной кульминации «лакейства» Патрикея, подающего за столом выучившемуся сыну, приглашённому главой семейства (отдельная история - потом, потом!!!). Цветовая гамма почти двуцветна (черный и золотой - труба, платье цвета топлёного молока, герой - Лев Протазанов в золотом мундире), декорации - рамы-паспарты старых фотографий, которые «расцветят» спектакль лишь в финале. Дочь М.И.Цветаевой - Ариадна Сергеевна Эфрон однажды сказала, что «аристократ - это не человек высокого рождения; это человек высокого духа». Много ли знатных «родов» осталось? Не захудали ли они? Женовач и его сомышленники - род знатный. Когда-то Немирович-Данченко должен был ответить на вопрос, действительно ли необходим ещё один театр в городе, где и так много разных коллективов. Мой ответ положительный. Если это театр заботливого сердца Женовача. Это не фаст-фуд и не театральное соевое мясо, предлагаемое сегодня столь часто, что порой уже и не различишь - а где настоящее. Театр Женовача - это «протазановская Россия», а не «утята, которых высидела по случаю курица». Но с недоумением курицы, видящей утят, думаю о нескольких парах, убегающих в конце спектакля за шубами: «Зачем эти люди были здесь? Что они делали несколько часов, в течение которых актёры только и делали, что воспитывали высокое?». И не глупы ли верящие в то, что «пребывает вовеки», в то, что живы в дон-кихоты и «положительно прекрасные люди» (Ф.М.Достоевский). Ах, встречаются ещё «мышкины» и «червёвы» в зале! Потому что в Человеческое и Божественное пространство нас приглашает режиссёр. Спасибо! Теперь этот щемящий роман «Захудалый род» надо медленно прочитать.
Лесков,
нравственное,
театр Женовача,
"Захудалый род"