А теперь прозой -- методологическое отступление

May 16, 2010 17:04



Прежде чем перейти к следующему поколению, несколько моментов мне кажется важным  проговорить.

Я уже привыкла, что сколько раз не пиши в конце и ли начале текста что-нибудь вроде «конечно, все люди и семьи разные и бывает все по-разному», всегда нн-ое число комментов будет следующего содержания: «а я не согласен, все люди и семьи разные и бывает все ( Read more... )

Leave a comment

anna_frid May 16 2010, 13:51:30 UTC
Спасибо за посты и извините, если этот вопрос уже задавали до меня.

У меня было впечатление, что это наше поколение может себе позволить быть столь беззаботным, а до того жизнь была беспросветно тяжелой, по нашим меркам, всегда. Просто всегда. Понятно, что в этом ощущении главную роль играют рассказы бабушек, прежде всего о сорокалетии от начала Первой Мировой до смерти Сталина. Но что было до того? Было ли вообще до того время, когда жизнь в среднем - скажем, для крестьянки - не воспринималась ею как непрерывная травма и нечто беспросветное с короткими перерывами?

Reply

ludmilapsyholog May 16 2010, 14:07:50 UTC
Ох, это большая очень тема. Особо хорошо никогда не было, но последние десятилетия 19 века и первые годы 20 было неплохо в целом. И многое стало налаживаться в жизни. А потом опять понеслась.

Reply

когда было хорошо marissima May 16 2010, 15:24:07 UTC
Многое объясняется через пословицы, которые складываются в народе... Моя бабушка, пережившая раскулачивание (как она говорит, трижды), на вопрос о том, как жилось "раньше", говорила: "Был Николашка, были щи да кашка, а пришел Ленин, пришел и пенин" ( как я понимаю - "пени", или постоянные поборы, недоимки".

Reply

anna_frid May 16 2010, 16:56:43 UTC
Но при этом - ну не может быть, чтобы две подряд революции возникли вот просто так, от хорошей жизни. Людей нужно сначала довести до ручки, чтобы вот так бунтовать начали. Что потом будет только хуже, они представить себе не могли, но не на пустом же месте шли царя свергать.

Reply

ludmilapsyholog May 16 2010, 18:34:54 UTC
Я бы сказала наоборот. Чтобы люди стали способны на скоординированный протест, каковым были события февраля 17 (ибо события октября 17 имели мало отношения к народу), сначала должен был быть период, повзволявший хоть немного восстановиться. До этого не было даже ресурсов для протеста. А почему -- долгий разговор. Наверное, как нибудь напишу.

Reply

sirin_from_shrm May 18 2010, 01:26:55 UTC
Хотела Вам еще одну интересную книгу порекомендовать (если не читали) - Ричард Пайпс "Россия при старом режиме". Меня давно интересовал вопрос о психологии, мировоззрении, ценностях крепостных крестьян и крепостников. Хотелось побывать "в шкуре" и тех, и других, проникнуться, каково это - быть чужой собственностью, каково это - быть рабовладельцем. Я понимаю, что современные личностные "мерки" неприменимы для изучения психологии того времени, просто хотелось иметь максимально точное представление - что они чувствовали, что думали о справедливости мироустройства и т.п. Так вот, Пайпс (несмотря на то, что у него социально-историческое, а не психологическое произведение) дал мне, наконец, такую возможность. Во-первых, он немного касается вопроса ценностных установок и жизненных стратегий различных социальных групп на Руси. Во-вторых, он развеял мое представление о крепостничестве как о рабовладении в привычном понимании этого слова (как в Древнем Риме, как в Америке). Прочтите эту книгу, я думаю, она Вам даст пищу для размышлений и ( ... )

Reply

ludmilapsyholog May 18 2010, 07:54:27 UTC
Да, я ее знаю. но давно просматривала. Надо будет еще раз почитать.

Reply

sirin_from_shrm May 18 2010, 01:40:19 UTC
В предыдущем сообщении потеряла мысль, которую изначально хотела выразить :-) Так вот, Пайпс утверждает, что революция в России длилась 100 лет - с 1860-х по 1953 год. Т.е. это целая череда взаимосвязанных событий, а не какое-то одно событие, "привязанное" к конкретной дате.

Reply

vokina May 23 2010, 04:16:45 UTC
1860 год - это действительно революционный год, мы просто слабо представляем себе его революционность, хотя последствия расхлебываем до сих пор.
Я тут эту тему затрагивала, только в другом ракурсе http://vokina.livejournal.com/141744.html

Reply

my_mice May 16 2010, 14:53:11 UTC
А мне кажется, что наши прабабушки-крестьянки не воспринимали свою жизнь как непрерывную травму, люди вообще ко всему привыкают. Они другой жизни и не знали, и приспосабливались. (Это не означает, что травмы не было.)
Совсем по-другому чувствовали себя бы мы, если бы попали в эту ситуацию.
Точно так же многие дети-подростки в детских домах не ощущают себя особенно несчастными.

Reply

potamuchta May 20 2010, 07:14:49 UTC
Да ладно, не такие уж мы и хлипкие. Вон, помню 90-е, потом жили без проблем и все ждали.
Так и говорили: "больно хорошо живем".

Reply

my_mice May 20 2010, 08:03:03 UTC
Может, я в каком другом мире жила, но никакого кошмара про 90-е не помню.
Ну, ни разу не было такого, чтобы есть было совсем нечего. Да, бывало, что я год сыра не ела - но это из разряда "жемчуг мелок".
Настоящей тяжелой жизни, я считаю, не было. Я училась в институте, в 93-м с мужем и его бабушкой жили худо бедно не стипендию+пенсию+муж подрабатывал+я иногда. В 95 муж нашел уже приличную работу. На улицах не стреляли (может, и стреляли, но не так, чтобы для меня это было заметно, за свою жизнь и близких я не боялась), электричество всегда было, вода всегда была, картошка тоже всегда была. Работать за бабу и мужика мне не приходилось, спать по 4-5 часов, как моей бабушке, и работать, чтобы просто не умереть с голоду тоже не приходилось.

Reply

ludmilapsyholog May 20 2010, 08:20:35 UTC
90-е сильнопрехались только полюдям в "горячих точка", когда были и погромы, и резня, иприходилось среди ночи все ьросать и бежать незнамо куда. Или просто разваливалась вся "цивилизованная" жизнь на глазах за пару месяцев.
Еще моногородам досталось, там правда голодные обмороки бывали. А когда москвичи про "ужасы 90-х" пишут, это, мне кажется, некоторое преувелчение.

Reply

elena_l May 20 2010, 15:21:19 UTC
Начало 90-х было кошмаром не меньшим, чем войны и революции ( ... )

Reply


Leave a comment

Up