По теме рухнувшей казармы в Омске хочу сказать следующее.
В Томске была похожая ситуация когда в 1997 году рухнули перекрытия в казарме училища связи, 12 курсантов погибло, более 50 ранено. Спустя 2 года училище закрыли. Я считаю что закрыли зря. Здание было построено с нарушениями в 50х годах 20 века. Ребятам погибшим поставили памятник, осудили командира...
Так вот... командир в этом случае может проверить только качество покраски и сдачу объекта в срок. Он не может ренгеном просветить конструкции и не инженер-строитель чтобы рассчитать прочность конструкции. В этой ситуации виноваты строители, инженеры, прорабы и т.д. Непосредственно исполняющие работы на объекте.
Как предотвратить подобные трагедии или, хотя бы, минимизировать?
На данный момент мне видится следующая картина, причины по которым строительная отрасль теряет в качестве при растущем количестве.
1. Отсутствие проектно-сметной документации или низкое её качество.
2. Низкая квалификация или отсутствие таковой у застройщиков. "Я раньше торговал овощами, а теперь строю торговый центр, мне нравится строить больше, чем торговать овощами"(с) Сейчас этот торговый центр продается, интересно, найдутся дураки купить у Рагимова Нурии?
Строители и руководители должны иметь образование.
2. Низкое качество работ, связанное с ленностью или низкой оплатой труда.
Уже писала про навыки черчения у инженера УК
http://luda-mavka.livejournal.com/430209.html. Если рабочему не оплатить труд, то он может сделать подлянку подменив качественные материалы более дешевыми, некачественно выполнив сварочные и монтажные работы, ослабив металлоконструкции.
3. Конкурсы и тендеры.
Конкурирует цена, а не качество. Победитель - кот в мешке. Стройка может быть даже убыточна(!).
4. Сметный беспредел.
Закладываются в смету + на воровство. Тащат со стройки сами прорабы, строители берут компенсациюза невыплату зарплат, а из бухгалтерии тащит руководство.
5. Низкое качество материалов.
6. Износ и старение.
Какие изменения я могу предложить?
1. Обязательное наличие документации: чертежей, схем, рассчетов по формулам, учитывающих геологию. Личная ответственность проектировщика, не только директора, но и инженера выполнявшего проект. Данные о проектировщиках должны быть внесены в техническую документацию на объект.
2. Если речь идет о стройках по гос заказу, то я придерживаюсь мнения, что выполнять эти работы должен гос подрядчик. И нанимать для этогоо специалистов с образованием. Вплоть до создания проектного бюро, обслуживающего потребности инфраструктурного и гос строительства.
3. Антимонопольный комитет, привет! Космодром Восточный, Олимпиада, скандалы с тендерами в нефтянке, когда выигрывает фирма-однодневка и передает на субподряд объект нормальным предприятиям за смешные деньги. При этом стоимость материалов включена в общую стоимость по конкурсу. Отлично, сбили цену и цемент покупаем низкого качества, на зарплату денег не хватает - судимся. Так дальше продолжаться не может. Пусть будет выбран подрядчик с командой профессионалов. Мелкие подрядчики смогут заниматься коммерческим строительством и работать на частных заказах. Конкурс непредсказуем как игра в наперстки с опытным жуликом. Я не азартный человек по природе - может быть в этом причина? Но мне не нравится сама эта идея.
4. Сметный беспредел вытекает из предыдущего пункта.
Выиграли тендер на определенную сумму и под нее подгоняется стоимость. Получаем экономию на материалах и труде. Как следствие - низкое качество строения. Всем ведь нужно подешевле? Ну насыпят поменьше цемента и побольше песка. Кирпичные заводы успешно распродают даже брак. По моему глубокому убеждению смета должна представлять из себя сумму всех расходов на строительство. Давайте добавим 20% маржи предприятию, всерх всех затрат. Это та прибыль ради которой будет работать подрядчик.
5. Низкое качество закупаемых для строительства материалов, а так же производство материалов низкого качества, лишь следствие конкурсов и сметного беспредела. Зачем выпускать качественное, если расходится и брак, всем нужно подешевле? Предлагаю для качественного строительства по гос заказам проводить независимую экспертизу материалов. Они сертифицируются, сертификат выдаётся на несколько лет. Независимая экспертиза позволит подтянуть качество производства материалов - ведь если государство не будет закупать кирпич или цемент на этом производстве, то стоит задуматься - всё ли в порядке? И закупать на другом заводе, даже в другом регионе. Это даст увелицение цены за счет логистических затрат, но улучшит качество. Ну а штрафы за несоответствие ГОСТам - дело техники.
6. Кроме нормализации работы ЖКХ путем пинков и подзатыльников, чтобы своиобязательства по текущему ремонту выполняли, считаю необходимым в техническую документацию на вновь строящиеся объекты ввести строку "срок эксплуатации". Рассчитываться исходя из использованных материалов, конструктивных особенностей и т.д. И по истечении срока эксплулатации - сносить. Исключения могут составлять ценные объекты архитектурной среды - не только памятники архитектуры, но любые интересные архитектурные решения. Их необходимо будет сохранять, реставрировать, ремонтировать, но сохранять целевое назначение. Таким же образом оформить постройки в центральных исторических местах городов, с сохранением целевого назначения объекта (жилое/нежилое). Это нововведение отразится на рынке жилья. Во вторичном жилье, при приближении завершения срока эксплуатации, квартира будет стоить дешевле (кому захочется покупать то, что будет снесено через пять лет?). Строительство же нового дома возлагается на собственника, а не на государство. Это так же позволит отделить именно коммерческие проекты. Государство должно нести ответственность за предоставление жилья в случае аварийного состояния объектов, построенных и введенных в эксплуатацию ДО принятия такой нормы, поскольку правила игры по ходу игры менять нельзя. Новая игра - новые правила, старую игру доигрываем по старым правилам. Так же я за увеличения количества социального жилья, в том числе в деревнях и рай центрах - жилье в наших широтах жизненная необходимость, а не роскошь. Расходы по ремонту отданных в социальный найм жилых помещений должны нести жильцы.
Это позволит:
- разместить людей, работающих и живущих в городах;
- предоставить жилье людям без определенного места жительства, пусть даже в сельской местности;
- специалистам облегчит перемещение по стране. В данный момент для многих препятствие к внутренней миграции именно квартирный вопрос. В малых и моногородах спрос и покупательская способность низкая, а значит и жилье теряет ликвидность, а значит специалист не может продать свою квартиру и купить недвижимость в новом месте. Даже если там есть работа, зачастую заработная плата не позволяет приобрести квартиру или дом. Социальное жилье по договору социального найма решит эту проблему.
А для своего дома, для семейного гнезда, где на старости лет можно встречать закаты с рюмкой коньяка, можно взять землю, построить дом, завести хозяйство. В собственности. В неотделимой и неоспоримой.
Я так думаю...