"В городе Лжедмитрове"

Apr 06, 2019 09:31

«В городе Лжедмитрове» - спектакль, созданный нашим поколением (точнее, поколением лет на 5-10 старше) для нашего поколения. Через фантасмагорическую историю закрытого наукограда Лжедмитрова сегодняшние 40-50-летние авторы, актеры и зрители пытаются осознать свое прошлое, настоящее и будущее.
Собственно, главные актеры «Лжедмитрова» - Алексей Кортнев и Сергей Белоголовцев - сами по себе живые символы эпохи нашей юности. Спетые Кортневым «Генералы песчаных карьеров» - это «Старые песни о главном» на новый 1998 год, первый Новый год, который я встречала в статусе студентки. А уж без «ОСП-студии» и Белоголовцева в роли, например, того же папаши Звездунова, поздние 90-е и представить невозможно.
Проницательно-ироничный Кортнев еще в тучные нулевые гораздо раньше многих все понял, написав недооцененную пародию на дремавших тогда в инкубационном периоде скрепоносцев «С нами Путин и Христос». А Сергей Белоголовцев много сил тратит на помощь детям, больным ДЦП, и в целом проявил себя очень порядочным и адекватным человеком. И в данном спектакле оба гармонично проявили как свои актерские таланты, так и гражданскую позицию.
Итак, спектакль. Лжедмитров - город, закрытый в самом прямом смысле. С тех пор как по бериевской ядерной программе в нем построили большой ядерный коллайдер, только одному лжедмитровчанину удалось покинуть малую родину. Это Антон Мячиков - когда-то талантливый музыкант, а теперь московский риелтор. Причем как он покинул Лжедмитров - он не помнит сам. Просто что-то произошло на школьном выпускном и очнулся он уже в большом мире.
Прошло 25 лет, Антону уже, соответственно, за сорок. И тут его приглашают в родной Лжедмитров, спеть на дне города, совпадающем с днем выборов мэра. А мэр - это одноклассник Антона, Сергей «Рыло» Рылеев (в отличие от своего однофамильца, казненного поэта, архетипичный чиновник и главный антагонист). И оба, как и 25 лет назад, соперничают за любовь их одноклассницы Киры.
А потом Антон встречает еще одного своего одноклассника, Гилю - Вергилия. Но как сам Лжедмитров - так себе ад, «на троечку», так и этот Вергилий слаб духом и проводник по троечному аду из него на троечку тоже.
Спектакль щедро пересыпан аллюзиями, считываемыми нашим поколением.
Вот советское детство: песня «Антошка-Антошка», по телевизору - «Неуловимые мстители», «Формула любви» и «Сказка странствий», всю тонкость и ужас которой ты поймешь только с возрастом. Вот Черная Рука, прямиком из пионерских страшилок.
Но потом ты вырастаешь, и видишь, что не все было таким теплым и ламповым. Вот щедрые аллюзии на «Москву 2042» Войновича - отец Полоний, настоятель Храма Науки, как отец Звездоний; зарабатывание на сжигании в коллайдере мусора как зарабатывание на «вторичном продукте». Вот разрушение этого мира, под бодрую песенку в стиле “Modern Talking” и вырвиглазный клип в стиле 80-х. А потом - 25 лет безвременья. Кто-то из нашего поколения стал Мячиковыми - тихими обывателями, променявшими музыку на риелторство. Кто-то - Рылеевыми, тихой сапой захапавшими власть и ресурсы. И вдруг, в кризисе среднего возраста, мы все увидели, что по сути и не жили, не сделали ничего, или и того хуже - отравили все вокруг себя. Лейтмотивом через всю пьесу проходит «как смердит в Лжедмитрове, как тяжело здесь дышать». Авторы не побоялись дать наипрямейшие отсылки к сегодняшней действительности - «чтобы избиратели сплотились вокруг меня, я найду себе врага и объявлю ему войну». И песня о войне - нерв всего первого отделения, страшная, прямая, с видеорядом, напоминающим “Empty spaces” из флойдовской «Стены», жуткий и категорически антивоенный. Но этот отчаянно смелый эпизод вызвал лишь отдельные хлопки в зале. Зато вот на остро злободневные фразы-намеки типа «как похорошел при мне город» и на великолепную гротесковую сцену «выборов без выбора» зал реагировал очень бурно.
Спектакль хирургически точно задает вопросы и ставит диагнозы нашему поколению и сегодняшней стране. Но не дает ответ, что делать. Точнее, ответ ЧТО делать, на радость Чернышевскому, дает - сваливать, пока не рвануло. А вот КАК… Герои - Антон и Кира - сваливают, вспомнив о своей любви и своей юности. Остальным лжедмитровчанам помогает бог из машины - коллайдер таки рванул, но никого не убило, только засыпало мусором, жители из него выкарабкались и разбрелись кто куда, _почти_ неотличимые от остальных людей. Рецепта, что делать среднестатистическому россиянину, у которого, как выясняется, даже денег на обувь не хватает, не то что на сваливание, это не дает.


Previous post Next post
Up