Дебора Колкер: "Я так люблю Татьяну милую мою!"

Oct 31, 2014 03:48


Дамы и господа!
О знаменитом бразильском хореографе Деборе Колкер и приближающихся гастрольных представлениях балета "Татьяна" я уже писал. Повторяться не стану. Приведу лишь фрагмент из интервью, взятого у неё накануне спектакля:
- Для своей постановки я выбрала пять героев. Четыре Татьяны, четыре Ольги, четыре Онегина, четыре Ленских и два Пушкина выходят на сцену. Таким образом мне удалось передать разные черты характера героев этой постановки.
- Я люблю Пушкина с детства. Мои еврейские бабушка с дедушкой приехали в Бразилию из России. Пушкин - романтик, пишущий о любви и настоящей жизни.
- Любовь - это не праздник. Она может быть жестокой, чёрной и белой, тихой и страстной.

- Иногда мне хочется позвонить Пушкину и спросить его:
"Александр Сергеевич, почему вы назвали этот потрясающий роман "Онегин", а не "Татьяна."



-
Многое может рассказать Дебора Колкер о своём пути к "Татьяне". И о замечательных, прославивших её постановках Knot (2005), Cruel (2008) и OVO (Egg), созданной в 2009-ом году для знаменитого Cirque du Soleil. Ступеньки, к пониманию Пушкинского "Онегина", - говорит она.
И о самом Александре Сергеевиче, рассказчике и, одновременно, герое своего романа в стихах.
О том, как работая над балетом, поняла, что будет рассказывать не об Онегине 19-го века, а о своём современнике, о нашей жизни и любви.
Разумеется, о главной героине её романа. Ведь каждая женщина несёт в себе малую (или огромную) частицу Татьяны.

Но повествовать можно долго и многословно. А вот поставить балет, захватить зрителей в плен и, подобно крысолову из Гамельна, увести за собой в мир фантазий и танца может только настоящий режиссёр.

Полумрак, прорываемый лучиками желтоватого света. Огромное металлическое дерево с широкими ветвями, заполняющее пространство сцены. Формой и цветом напоминает метафизические фантазии Джорджо де Кирико.
На авансцене появляются Онегин, Ленский, Пушкин. Классическая постановка ног, цилиндры, трости, никакой балетной акробатики. На сей раз нас ждёт совсем другая история. Татьяны в розовом, Ольги в зелёном. Пушкин в белом парике вначале вызывает протест, но потом принимаешь и это.




Звучит вторая часть четвёртой симфонии Чайковского.
Пушкин на сцене вмешивается в происходящее, страдает вместе со своими героями, пытается изменить их судьбы. Тщетно. Ему остаётся только, переходя с ветки на ветку "дуба", в отчаянии следить за неотвратимым развитием своего сочинения.




Первый визит Онегина. Встреча. Безоглядная влюблённость Татьяны.
Музыкальное сопровождение балета безупречно. От романтизма Чайковского до модернизма Стравинского.
Письмо. Самое знаменитое письмо русской литературы сухим полным страсти компонентом органично вплетается в музыку, становится её частью. И выпадают из рук Татьяны чёрные исписанные перья, как из крыльев раненой птицы.




Дерево с висящими на ветвях книгами для Колкер, это не только подсознательный (а, возможно, и осознанный) образ Лукоморья, России, русской души. Это ещё и блестящий театральный приём, позволяющий заполнить пространство сцены по горизонтали и по вертикали.




Пунктиром... Сон Татьяны. Последняя радостная встреча Ленского и Ольги. Ожидание ответа...





... бал в доме Лариных. В песочных часах судьбы падают последние крупинки.




Сцена дуэли выстроена великолепно. Каждый режиссёр, сталкиваясь с ней, ищет своё решение. В Вахтанговском "Онегине" Римаса Туминаса, к примеру, смерть несли катаемые в скуке биллиардные шары. Колкер нашла свой балетный ключик. Онегин (Онегины) с тростью, а Ленский (Ленские) с чёрным веером. Силы не равны.




Звучит в этих эпизодах мощная, тревожная, беспощадная музыка Сергея Прокофьева.




Второе действие поражает медитативной изысканностью. В сузившихся рамках балетного пространства больше нет места ярким персонажам первой части. Смерть Ленского изменила всех и всё. Как в Булгаковском "Мастере" рыцари воландовской свиты, сняв свои шутовские маски, покидают Москву в строгости и печали,  так и герои "Татьяны" растворяются в новой выморочной реальности. Исчезла основа основ старого мира - дерево, пушкинский дуб связывающий всех персонажей единой "златой цепью". Муар гигантских тюлевых занавесов скрывает суетливые и никчемные детали. Только зеленоватые лучи холодного света траекториями пуль перекрещивают авансцену, провожая Онегина в хаосе его путешествий.

Мир стал чёрно-белым и пустым. И лишь вдалеке за матовым туманом двигаются женские фигуры в сомнабулическом танце. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром. Что может быть прекрасней. И только иногда очень-очень осторожно вплетаются в музыку отзвуки далёкой грозы. Единственная связь с реальностью.




Жизнь после убийства не просто стала монохромной. Она утратила свою непрерывность, распавшись на отдельные фрагменты. Прервалась живая яркая связь людей. Из марева возникают и в нём же растворяются отдельные группы, больше похожие на скульптурные композиции. Балерина в пятне света взлетает в воздух и... исчезает в темноте. Строгий классический балет. Никакие вольности неуместны.

Путешествие Онегина, изменившаяся Татьяна, уставшая ждать. Встреча. Отказ.
Снова и снова завершается эта история любви.
Шелестят уже совсем невнятные обрывки скомканного письма.
"Вы не оставите меня, вы не оставите меня, вы не ос..."
Соло Татьяны, от которого перехватывает дыхание.

На минуту возникает, чтобы тут же исчезнуть призрак дерева из сине-белых световых змей.
Начинают падать сквозь туманный занавес квадратики светового снега. Сначала немного, а после всё больше и больше. Сплошное зелёное снеговое облако закрывает сцену.
В зале становится холодно.
Ну что я могу ещё добавить к вышесказанному? Этот балет хочется пережить снова, дамы и господа.


"Евгений Онегин", Дебора Колкер, Тель-Авив, балет, "Татьяна", Иерусалим

Previous post Next post
Up