Дамы и господа!
Из "прекрасного и яростного" нашего мира, дарящего радость и тут же норовящего её отобрать, расскажу о сегодняшнем удивительном событии.
Оттенки пантомимы за 90 минут от ведущего чешского мима Радима Визвари. От классики жанра до буто, от физической комедии до современного театра. Традиция, поэтика, гротеск, экстравагантность и лиризм. Смех и слёзы без слов.
Чешский мим Радим Визвари. Соло.
Серые кресла одного из уютных залов Центра Сюзан Далаль убегают вверх, заполняясь зрителями. Тут и мимы с клоунами, и семьи, бурно переговаривающиеся жестами,
и родители с детьми, и мы с Маринкой. На сцене всё, что понадобится в спектакле. Одежда, вешалка со шляпой, столик, стул.
Звучит вечная классика Эдит Пиаф.
Под "Падам, Падам.." появляется Радим.
- ПЬЕРО.
Движения легки и прозрачны для восприятия. Зрители смеются, узнавая персонажей, а потом чуть грустят, узнавая себя. Так уж мы устроены. Истоки жанра классической пантомимы, воспоминание о Жане-Луи Барро в роли Пьеро Дебюро в фильме "Дети Райка". Визвар сохраняет танцевальный шаг киногероя, его изящество, лиризм и воздушность.
- ДАВИД И ГОЛИАФ.
Белые одежды сменяются чёрными.
Лестницы, стены и даже лифт ведут нас к следующей сцене из старого спектакля Марселя Марсо, ставшего образцом для подражания десятков европейских мимов. Радим сохранил традиционный сюжет и узнаваемую технику Марсо, но в его интерпретации победитель Давид превращается в тирана в посмертной маске Голиафа, которую уже не содрать. Убийство есть убийство.
- ТОРЕАДОР.
Эпатажный антигерой Радима. Бахвальство, женщины, выпивка… И он же - мощный бык, являющийся из наркотического дурмана. Приходится сражаться и побеждать. Пусть и хитростью.
- СКРИПАЧ
"Скрипка, и немножко нервно…"
Нежнейшие лирические вариации на тему знаменитого этюда «Жизнь человека». Визвари точен в совершенстве и воздушности жестов и рисунке поз.
Узнаваемы символы из европейской и восточной культуры жеста (полет орла, рост цветов и растений и т. д.).
Идёт отсчёт дней, месяцев, годов жизни. До старости. До самой смерти играет скрипач. И последний жест. Зерно в землю - залог будущей жизни.
- ПАЛЬТО-ЭТЮД
Ещё одна страничка вечной классики, обыгранная многими, в том числе и Полуниным. Любовник и любовница, мужчина и женщина, вешалка и один Радим Визвари, обнимающий любимую. Соло.
Здесь особо ярко видно отличие клоунады от физической пантомимы.
-АКТРИСА.
Радим в образе девицы в розовом платье, сапогах-чулках, парике и очках не просто переодевается, а превращается в женщину, попавшую в мир шоу-бизнеса и пьянеющую от аплодисментов и успеха. Зал смеётся, но действие превращается в трагикомедию. Плата за успех (или неуспех) страшна.
В зрителей летят вырезанные сердце внутренности, глаза, кожа актрисы.
- ПАУК.
Ужасное чудовище, желтеющее во тьме. Никаких костюмов, кроме серых, покрытых паучьими волосками трусов, и нечеловеческая пластика. Страшно.
-СКЕЙТБОРДИСТ.
Мальчишка-фрик, придурковатый переросток со скейтбордом, получивший в подарок на день рождения презервативы и пробующий их на вкус. "Клубничка", "Киви". А модно ещё одеть на голову и надуть. Вот, оказывается, для чего это предназначено.
И неожиданный последний подарок. Рука, держащая нечто невидимое, возглас "пантомима", бросок в зал и звон разбитого стекла.
- БУТО
"Буто - японский танец тёмной стороны человека. Его задача не приносить эстетическое удовольствие, а наоборот - доставлять дискомфорт, ведь только так можно заставить зрителя проснуться".
Из тьмы, из белого кокона ткани рождается рука, голова, тело. Завораживающие движения из иного мира, напоминающие девиз классика жанра знаменитого танцовщика буто Мина Танаки «Я рожден из глины». И свет, поразительный свет, и завороженные зрители.
- ТАНЕЦ ПРОЩАНИЯ
Радим Визвари вновь надевает костюмы и прощается с нами от имени своих персонажей. Ведь их много, а он один.
Соло.
И уходит со сцены после невероятного напряжения, весь мокрый от пота.
Оказывается, прошло полтора часа. Поверить невозможно.
Через несколько минут он возвращается к оставшимся зрителям и отвечает на вопросы о своей родине Чехии, об отличии физической пантомимы от современного танца, о своих великих предшественниках Этьене Декру, Жане-Луи Барро, Марселе Марсо. О том, что нельзя сегодня держаться в пантомиме на чистой технике. Ты думаешь о позах и преобразуешь их в эмоции.
- Вопль в пантониме невозможен. Его заменяет жест.
- Пантомима эмоциональней и нарративней современного визуального танца. Ведь за одно мгновение приходится проживать целую жизнь.
А зритель очень важен для сопереживания.
И под конец показывает), чем отличается его техника физической пантомимы от классической. Просто поднятый палец или "отодвинутая стена" превращаются у Радима в напряжённое движение всего тела, не остающегося в равновесном покое ни на мгновение.
Таких, как Радим, сегодня немного. А я думаю, он один.
Прекрасное и незабываемое представление, дамы и господа.
------
Фотографии спектакля взяты с сайта Центра Сюзан Далаль, а остальные мои.