Леонид Парфёнов. Русские евреи и "Русские евреи".

Nov 18, 2016 09:39



Сам я знаю, что горечь
есть в улыбке моей.
Здравствуй, Павел Григорьич,
древнерусский еврей...
      Ярослав Смеляков (посвящение Антокольскому)
                Дамы и господа!
Добро пожаловать в продолжение славного проекта "Открытая лекция".
Как я писал ранее, ссылаясь на "Крёстного отца" дона Корлеоне, нам было сделано "предложение, от которого нельзя отказаться". Даже не предложение, а предложения! Некоторые эту счастливую возможность не упустили.
Диапазон представленных личностей и мнений впечатляет. Волшебника- мультипликатора Юрия Норштейна, сменила лауреат Нобелевки несгибаемая правдоискательница писательница Светлана Алексиевич, прекрасную актрису Чулпан Хаматову - "воин-микробиолог" и борец с религиозным мракобесием Александр Невзоров, одного из самых интересных и сложных российских кинорежиссёров Александра Сокурова - директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Название проекта изменилось, но за аббревиатурой продюсерского центра  MAVO Productions по-прежнему стоят Анна Магина и Лев Войновский .



В новом сезоне - созвездие личностей, "взрывающих" русскоязычную ноосферу.
Встречи с режиссеро​м-мультипликатором Гарри Бардиным, политологом и публицистом Станиславом Белковским, историком моды Александром Васильевым, журналистами Николаем Сванидзе и Матвеем Ганапольским, кинорежиссёром Павлом Лунгиным и другими.
Скучно не будет!

Исходная точка нового проекта пройдена. Журналист и телеведущий Леонид Парфёнов представил первую серию своей трилогии "Русские евреи", снятой при участии фонда "Генезис".
 


Времена нынче сложные.
Что ни скажешь, кому-нибудь не угодишь.
Дороги фильма "Русские евреи" берут начало в Киеве, «матери городов русских».
Многосмыслие предыдущего предложения уже может вызвать чьё-нибудь раздражение.
И должно, к сожалению. Как многое в парфёновских фильмах и передачах. Впрочем, как и в его жизни.

Неожиданно возникает Сатанов. Как мираж детства, оставшийся только в памяти.
Там родился дед и юношей ушёл из тесных границ еврейского местечка в большую жизнь "русского" мира. Вот откуда берёт начало одна из моих "линий жизни".
Читать историю этого места так страшно, что не стану переносить подробности сюда.
Огромная гулко-пустая синагога, построенная 500 лет назад. Восстанавливается на частные пожертвования.
Неизвестно для кого.
Сегодня в Сатанове не осталось ни одного еврея.




Пунктиром, потому что фильм нужно смотреть.
"Приход" России в Польшу...
С тех пор, как Александр Первый заменил общественное еврейское управление индивидуальной ответственностью, возникла потребность в еврейских фамилиях. Из названий городков и местечек появились Бродские и Высоцкие, Ландау и Свердловы...
Самый русский художник Исаак Левитан. Основатели московской и питерской консерваторий братья Рубинштейны.
Ида Рубинштейн, первая еврейская муза русского авангарда.

Одесса - еврейская столица империи. Со своей кастовой структурой, разумеется.
От бездомных чистильщиков обуви, ночующих в катакомбах, до врачей, адвокатов, предпринимателей.
Одесский журналист и писатель Зеев Жаботинский.
Мойше-Яков Вольфович Винницкий, известный под именем Мишка Япончик.
Лейзер Вайсбейн ставший Леонидом Утёсовым.
Пинхус Соломонович Столярский и его школа-фабрика вундеркиндов-скрипачей.




Дело Бейлиса, поддержанное государством, всколыхнуло мир. Российским журналистам, выступавшим против, не давали говорить, оппозиционные издания прикрывали.
У меня возникла крамольная мысль, что и сегодня, в некотором смысле, "дело Бейлиса живёт и побеждает".

Друзья и соратники Ленина. Среди них Григорий Евсеевич Зиновьев (он же Гирш Аронович Радомысльский), скрывавшийся вместе с вождём в Разливе. Позже как враг народа вычеркнутый и из истории, и из шалаша.

Унижения, неприятие, погромы.
Протесты, восстания, отряды самообороны.
Революция как спасение и освобождение от унижений.
Не случайно такое количество еврейских имён на революционных знамёнах России.    
 


И многое, многое другое.
И многие, многие другие.
Смотрите фильм. Обязательно.

Не имеет значения, что и как много ты знаешь на данную тему. Подробная и документированная информация - конёк Парфенова. Редкие фотографии, неизвестные факты, уверенное владение ситуацией в кадре и абсолютная органичность автора. Всё это мы помним со времён потрясающего цикла "Намедни".
Но в "Русских евреях" мне мешала принятая нынче в многочисленных телевизионных циклах "псевдо-документальность".
На экране постоянно оживают фотографии персонажей и произносят исторические судьбоносные фразы, шевеля рисованными губами. А следом, по Бродскому, непременно "входит айне кляйне нахт мужик, внося мордоворот в косоворотке."  Иногда раздражает, чаще вызывает недоумение, но всегда понижает ужас передаваемой документально информации.
Например, после фотографий погромов и неторопливого, подробного, леденящего кровь парфёновского рассказа о них ряженая актёрская массовка излишня. Факты и свидетельства страшнее мультяшных топоров.




После фильма - небольшое бурное обсуждение.
Трудно убедить израильских евреев в том, что "зоологического" антисемитизма в России не было. Не уверен, что "достоверному" Парфёнову это удалось, поставив в один ряд с "природной" нелюбовью к евреям, отрицательное отношение к грузинам, англичанам, американцам и даже... русским.
Наверное, у каждого народа своя правда, а чья шкура больше пострадала, рассудит история.
И те, чья "родовая" шкура пострадала.

Любопытно было узнать мнение Парфёнова, что с 1918-го года по 1948-й в России - СССР был период юдофильства.
Вспоминаю упомянутого деда из Сатанова, которому в "интернациональной" Одессе до войны по "известным причинам" не дали защитить докторскую.




И ещё раз, и ещё раз. Нет и не было "звериного" антисемитизма. "Всего лишь" предубеждение.
А нынче об этом и разговор вести нет смысла. Никогда в истории не случалось такого спокойного, даже безразличного отношения к евреям и вообще к национальному вопросу.

Ещё один спорный парфёновский постулат. Дискриминация евреев в царской России существовала не по национальному признаку, а исключительно по религиозному.
Это был не антисемитизм, а "антииудаизм". Достаточно еврею было креститься, и он становился неотличимо своим среди православных сограждан. В российской империи не существовало национальностей. Человек, этически принявший православие, становился русским.
Я полагаю всё-таки, что и тогда работал принцип "Рабинович Рабиновичу рознь".




- На повестке дня Российской истории стояла революция, и евреи в ней участвовали, потому что они участвовали во всём, что тогда стояло на повестке дня Российской истории.
А о науке, и особенно ядерной физики, рассказ пойдёт во второй части.

Несколько примеров диалога:

- Какие прогнозы судьбы русских евреев в сегодняшней России хотя бы в ближайшие 10 - 20 лет?
- Мне кажется, эта история в том виде, в каком досталась нам, закончилась. Отменена графа национальность. Этот вопрос был исчерпан, когда перестал быть государственным. Кто захотел, уехал, крестился, вернулся к иудаизму.
Это больше не общественная проблема, а личный выбор каждого.
Те, кто остались, не евреи, а русское городское население. Всякое-разное...




- Версия об еврействе Ленина? Почему в фильме не сказано, что Ленин на одну четверть еврей?
- Во-первых, если верить бумагам, "раскопанным" Марией Ильиничной, дед Ленина по матери был евреем, что не даёт права Ленину считаться евреем по законам иудаизма.
Во-вторых, человек, имевший "отлично" по закону божьему, выросший в русской по культуре семье потомственного дворянина и статского советника, никакого отношения к еврейству иметь не мог.

- Что сегодня происходит в России?
- Застой. Ничего не повторяется буквально, но несомненно, что мы отстаём от истории, от века. Архаичная общественная модель, на сегодняшний день устраивающая большинство.




- Это русский фильм для русской публики, прежде всего. Тема - евреи, как аспект русской цивилизации.  
Всякий документальный фильм должен делаться для тех, кто ничего не знает о снимаемом.
Фильм построен как телевизионный, но предназначен для показа в кинотеатрах.
Надеюсь, что мы это сделали достаточно увлекательно.
Мотивы разные, а цель - одна. Чтобы зрители с удовольствием смогли выдержать 1 час 25 минут экранного времени.
Мне важно, чтобы это был оригинальный фильм, прежде всего.

Русские евреи Израиля не являются прямыми адресатами фильма "Русские евреи" Парфёнова.
Кое-что мы уже знаем, многое мы, наши деды, прадеды испытали на себе.
Поэтому у зрителей возникает желание поспорить, а иногда и оспорить.

В ответ на призыв: "Вопрос задайте, Христом богом молю!" вопросы задавались.
Не всегда удобные. Гневен становился Леонид Геннадьевич.
Бывшие русские евреи "достали" Парфёнова.




После встречи бурные аплодисменты. При всех перечисленных недочётах (субъективных, разумеется) фильм интересен. И слова Парфёнова, лучше нас и профессиональнее знающего, что именно происходит в России, важны.

Мнение порядочного человека, прекрасного публициста, талантливого режиссёра и "русского нееврея" о "русских евреях" услышано и принято к сведению, дамы и господа.

Леонид Парфёнов, mavo productions, «Открытая лекция», "Русские евреи"

Previous post Next post
Up