Чтобы россияне смогли жить дольше, государство должно сделать более эффективными экономику и социальную сферу, указывают эксперты Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Источник Чтобы достичь цели по увеличению продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году, нужно не просто отсрочить срок ее выполнения на шесть лет, но и решить вопрос с резко упавшими доходами населения, считают эксперты ВШЭ, РАНХиГС и МГУ
21 июля президент России Владимир Путин подписал указ о новых целях развития страны до 2030 года. Среди них - увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году. В предыдущей «майской» версии указа этой цели глава государства велел достичь уже к 2024-му. Почему чиновники предпочли фактически смягчить задание по одному из ключевых показателей?
Зачем понадобился перенос «дедлайна»?
По данным Минздрава, в 2019 году продолжительность жизни в России достигла 73,4 года. Это исторический максимум, рапортовало ведомство весной 2020 года. В значительной мере достижение в отчетном периоде связано со снижением смертности в трудоспособном возрасте - на 3,5% у мужчин и на 2,1% у женщин. В 2018-м средняя продолжительность жизни составила 72,9 года. То есть прирост за год составил примерно пять месяцев. Если бы «дедлайн» не был сдвинут с 2024-го, за следующие пять лет показатель средней продолжительности жизни должен был бы увеличиться на 4,5 года.
С учетом демографической структуры общества и сохраняющегося высокого уровня смертности в среднем возрасте достижение такой цели едва ли было реально, считает директор Института здравоохранения Высшей школы экономики (ВШЭ) Лариса Попович. «Наши расчеты показывали, что при достижении целевых показателей по смертности в трудоспособном возрасте (350 человек на 100 000 населения) мы не выходили в 2024 году на показатель в 78 лет - получалось 76», - добавляет проректор по социальным исследованиям ВШЭ Лилия Овчарова.
По мнению старшего научного сотрудника Лаборатории исследований демографии и миграции ИНСАП РАНХиГС Рамили Хасановой, с переносом на 2030 год новый целевой показатель стал более достижимым. Он близок к среднему прогнозу Росстата до 2030 года, который рассчитывался в 2019 году и составлял 77,5 лет (по высокому прогнозу - 79,7, по низкому - 74,8), напоминает эксперт.
Впрочем, несмотря на реалистичность новой цели, приблизиться к ней государству все равно будет сложно. Намеченный ориентир остается высоким, а из-за пандемии коронавируса смертность среди старших слоев населения выросла, что, вероятно, скорректирует будущие показатели по продолжительности жизни в сторону увеличения, ожидает директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Влияние коронавируса на демографическую и экономическую ситуацию можно будет оценить не раньше середины 2021 года, уточняет Овчарова.
Что мешает достижению цели?
Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме разложила составляющие успеха в деле увеличения продолжительности жизни населения в следующей пропорции: здоровье россиян зависит на 40% от социально-экономических условий, на треть - от образа жизни, потребления алкоголя и табака, еще на треть - от качества здравоохранения (Улумбекову цитировала газета «Ведомости»).
«Мировая практика показывает, что продолжительность жизни начинает расти при росте благосостояния населения. При падении доходов развернуть модель, опирающуюся на здоровый образ жизни, невозможно», - констатирует проректор ВШЭ Лилия Овчарова. Ее коллега Лариса Попович при этом предупреждает, что в России при существующей динамике доходов населения и расходах на здравоохранение невозможно рассчитывать на естественный прирост населения и быстрое увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни.
Динамика доходов населения вот уже почти семь лет выступает ограничителем для прогресса в демографической сфере: доходы последовательно падали с 2015-го по 2018 годы, в 2019-м символически выросли на 0,8%. В 2020-м показатель вновь ждет драматическое снижение: в первом квартале он потерял 0,2%, а во втором - обвалился на 8%. Это рекордное квартальное падение с 1999 года. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в целом по году падение доходов населения может составить 3,8%.
За увеличение продолжительности жизни фактически «отвечают» два национальных проекта - «Демография» с бюджетом в 3,1 трлн рублей и «Здравоохранение» с бюджетом 1,7 трлн. Ключевые цели первого проекта - увеличение рождаемости, улучшение качества жизни пожилых людей, мотивация к здоровому образу жизни и развитие спорта. Второго - снижение смертности, обеспечение охвата россиян профилактическими медосмотрами не реже раза в год, повышение доступности медицинских услуг и т. д.
По оценке Гузели Улумбековой, заложенных в нацпроекты средств недостаточно для увеличения продолжительности жизни. По ее новым расчетам, необходимо увеличить размер расходов на здравоохранение до 6% ВВП - это дополнительно около 3 трлн рублей на три года. Такой план позволит сделать медицинские услуги максимально доступными и бесплатными для населения, объясняет эксперт. Расчеты сделаны на основе анализа расходов, которые необходимы для обеспечения большинства россиян бесплатными лекарствами в амбулаторных условиях или по рецепту врача, для повышения квалификации медицинского персонала и оплаты труда, а также для обновления материально-технической базы медучреждений и реализации дополнительных необходимых приоритетных подпрограмм по здравоохранению.
Расходы на здравоохранение в бюджете 2020-2022 годов в России составят около 2,9% ВВП, оценивала в октябре 2019-го Счетная палата. По разделу «Здравоохранение» в федеральном бюджете заложено 2,9 трлн рублей на три года.
Лариса Попович из ВШЭ считает, что нужно провести инвентаризацию средств, которые идут на здравоохранение с учетом госрасходов, а также трат работодателей, граждан, благотворительных фондов, компаний, краудфандинга и других источников. «Возможно, это вопрос не объема дополнительного финансирования, а правильного координирования расходов из всех источников», - предполагает она.
Потребуется в целом изменить отношение россиян к здоровью, добавляет Лилия Овчарова. По ее словам, уровень профилактики заболеваний в России остается на очень низком уровне по сравнению с развитыми странами, а среди мужского населения массовая профилактика отсутствует вовсе - все действуют по принципу «пойду к врачу после того, как приедет скорая помощь».