Часть 1 Часть 2 Весной 2019 года в мировой IT-индустрии случился небольшой скандал. Обозреватель New York Times Нелли Боулерз написала, что в современном мире потребление цифровых услуг стало признаком бедности. «Вы - бедный, если ваши дети учатся онлайн, а не у офлайновых преподавателей», - заявила она.
Шум от той публикации не утих до сих пор. Многие эксперты признают, что доля справедливости в словах Боулерз есть - но только доля. Цифровизация не просто удешевляет продукты и услуги - она делает их доступнее. «Цифровизация - это не про обучение. Это про возможности», - отметил колумнист российского журнала «Вести образования» Анатолий Шперх. «Более половины [российских] школ испытывают недостаток учителей, особенно по математике, без которой все естественные науки автоматически выпадают. Онлайн-учеба дает очень многим людям шанс», - отметил в беседе с нами профессор Сколковского института науки и технологий, профессор РАН Артем Оганов. С конца декабря 2019 года по июнь 2020-го количество запросов с формулировкой «online education», по данным Google, удвоилось. На наших глазах в последние годы рождается новый рынок образовательных услуг, кардинально отличающийся от привычного, который складывался столетиями.
Вечная трансформация образования
По данным Всемирного банка, только государственные расходы на образование составляют около 4,5 % от мирового ВВП. Доля аграрного сектора, который кормит все человечество, - лишь 3 %. В 2019 году, согласно EdMarket.Digital, весь мировой рынок образования оценивался в 6,5 трлн долл. Объем российского рынка составляет 31 млрд долл. (0,5 % от мирового), а доля расходов на образование по отношению к ВВП ниже среднемировых значений: в 2019-20 гг. она составила около 0,6 %. Частный бизнес оказывает образовательных услуг примерно на 356 млрд руб. в год.
Рисунок 1. Источник: vc.ru
Образование - это не только весомый, но и быстрорастущий сегмент мировой экономики. Эксперты EdMarket.Digital прогнозируют почти двукратный рост сектора к 2030 году.
Рисунок 2. Источник: EdMarket.Digital
В России среднегодовой рост составил 4-6 %. Предприниматель и основатель компании OTUS («Отус онлайн-образование») Дмитрий Волошин предполагает, что к 2023 году рынок образования России вырастет до 2,5 трлн руб., а доля частного сектора будет составлять 20 %. Быстрее всего будет расти дополнительное образование (школьное и профессиональное), а также среднее профессиональное.
Схожая динамика ожидается и на зарубежных рынках, при этом отраслевая структура мирового рынка будет выглядеть так:
Рисунок 3.
Появится новая экосистема высокотехнологичных образовательных услуг. Ее развитие подталкивают три основных фактора. Первый и наиболее заметный - появление новых технологий и новых учебных материалов. Второй - формирование новаторских подходов к обучению. Третий - изменение привычек и убеждений людей.
Жизнь предъявляет новые требования к образованию. Классическая схема ХХ века была следующей: человек оканчивает школу, получает высшее или среднее специальное образование и в дальнейшем растет профессионально на работе, иногда проходя дополнительные курсы. XXI век изменил многое. Технический директор союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Алексей Тымчиков в беседе с нами отмечал: «Срок появления, развития и устаревания технологий на сегодня крайне быстрый… Создается ощущение: чтобы оставаться профессионалом, надо проходить программу переподготовки чуть ли не ежемесячно». Причина этого в том, что постоянно меняется набор требуемых от ученика компетенций. Во многих отраслях (особенно в наукоемких, в промышленности) углубляется специализация, требуются работники более узкого профиля. А чтобы ими управлять, напротив, требуются менеджеры широкого профиля, умеющие комбинировать постоянно меняющиеся области знаний.
Человек становится modern learner’ом. «Современный ученик» находится в среде, где контент меняется быстро, а потребности в обучении - еще быстрее. Перед образованием возникает задача научить людей быстрому поиску и навыкам понимания найденного контента. Поисковые навыки понимания ведут к росту функциональной безграмотности - и это новый вызов для системы образования. Modern learner вынужден учиться всю жизнь - этот процесс, по словам Дмитрия Волошина, называется life-long learning.
Рисунок 4. Источник: vc.ru
Меняется портрет и современного ученика. Раньше школьники и студенты на одних потоках имели общие социальные, экономические и возрастные характеристики, а сейчас эти границы стерты. Ученики разного возраста, пола, национальности и т. д. имеют разные запросы, у каждого свои особенности восприятия. При этом у многих учеба начинает пронизывать жизнь в прямом смысле слова. Люди учатся без отрыва от работы и отдыха. Изучают иностранные языки в обеденные часы, знакомятся с новыми проектами в приемной у стоматолога. Соответственно, резко возрастает роль мобильных гаджетов в обучении. Образование сегодня - третья по популярности категория в AppStore. В 2019 году около 47 % организаций по всему миру использовали мобильное обучение. Подход Bring Your Own Device («принеси свое собственное устройство») становится доминирующим.
В своем глобальном прогнозе EdMarket.Digital отмечает, что к 2024 году рынок мобильного обучения достигнет 70,1 млрд долл. при среднегодовом темпе роста в пределах 17-23 %.
Рисунок 5. Источник: EdMarket.Digital
Все эти процессы меняют образование до неузнаваемости. Появляется новый рынок - в Национальной технологической инициативе (НТИ) его называют EduNet. По прогнозам экспертов, общий объем образовательных услуг на EduNet превысит к 2035 году 100 млрд долл., при этом у России есть все возможности занять не менее 4 % этого глобального рынка. Теоретически же объем экспорта образовательной продукции может достичь 20 млрд долл.
Общепринятой концепции рынка пока нет. Однако определенно можно сказать, что основой EduNet являются образовательные цифровые технологии (EdTech) и что этот рынок включает в себя систему взаимодействия между разноуровневыми компаниями, разнообразными комбинациями образовательных продуктов, системами управления образовательными институтами и процессами, включая самообразование.
EduNet возникает в результате усилий миллионов представителей системы образования по всему миру. Таким образом, будущий облик рынка зависит как от объективных факторов, так и от планов его участников, которые совместными усилиями конструируют его. В рамках НТИ создана рабочая группа Форсайта EduNet, к которой могут присоединяться желающие эксперты, преподаватели, участники рынка.
«Разработка проекта EduNet - значимый шаг в развитии российской научно-технологической инициативы в сфере образования. На мой взгляд, в проекте учтены интересы широкого круга стейкхолдеров: государственных образовательных организаций, стартапов, крупных EdTech-компаний и, конечно, граждан Российской Федерации. Особенностью проекта EduNet является сочетание сильной экспортной стратегии и фокуса на непрерывное улучшение национальной системы образования», - отмечает руководитель Skyeng Education System Дарья Гриц.
В общем виде схему рынка EduNet можно представить так:
Рисунок 6.
Как видно из схемы, EduNet - это не просто набор новых технологий. Гаджеты лишь создают базу, но сами по себе они не способны создать новый рынок образования. Какая разница, разделяет учителя и учеников несколько метров от парты до доски или интернет-мессенджер? Если при этом сам учебный процесс не меняется, мы получим лишь ухудшение эмоционального контакта и снижение вовлеченности учеников. «Просто транслируя онлайн-знания для аналоговой среды, мы нисколько не приближаемся к рынку EduNet, а удаляемся от него», - отмечает программный директор «Точки кипения - Екатеринбург» Лариса Малышева. Неслучайно, согласно исследованию еще 2015 года, лишь около 15 % учащихся оканчивает массовые открытые онлайн-курсы. По данным Гарвардского университета, в 2016-м у одного из международных лидеров онлайн-обучения, платформы Coursera, только 4 % студентов завершили курсы. Это средний показатель. В случае с платными курсами он несколько выше, но суть от этого не меняется.
Поэтому новый рынок EduNet - это в первую очередь новые подходы к педагогике. Например, футуролог Елена Кулешова полагает, что в школах и вузах станут внедрять проектный подход и принципы командной деятельности. При этом ученики будут решать реальные проблемы, приобретать необходимые им навыки. Такой метод работы уже активно используется в структурах НИУ ВШЭ, Череповецком университете и других учебных заведениях.
Новые подходы формируют основные сегменты рынка EduNet. Четкой границы между ними нет: один и тот же продукт может сочетать в себе элементы микрообучения, персонализированного подхода и финансовых технологий (финтеха), основываясь при этом на разработках в области искусственного интеллекта в сочетании с онлайн-образованием. Однако в каждом из сегментов представлены свои участники и соответствующие базовые решения, которые и формируют в итоге интегрированные образовательные продукты.
Сегменты рынка EduNet
Для удобства описания мы выделяем несколько основных сегментов EduNet. При этом концепция будущего рынка со временем меняется: жизнь вносит свои коррективы, так что нынешняя схема наверняка будет пересмотрена.
Микрообучение
С развитием социальных сетей и мобильных технологий люди стали потреблять все больше информации, но при этом небольшими частями. У многих просто нет времени, чтобы «выключиться» из работы и социальной жизни. Стала расти популярность микрообучения - когда большой курс делится на отрывки, проходимые на мобильных устройствах за 15 минут (иногда на урок приходится даже меньше одной минуты).
В денежном выражении рынок микрообучения пока выглядит достаточно скромно: в 2019 году его мировой объем был равен 1,5 млрд долл., зато с перспективой достигнуть 2,7 млрд долл. к 2024-му при среднегодовом темпе роста +13,2 %.
Рисунок 7. Источник : EdMarket.Digital
Микрообучение активно применяется в корпоративном образовании. Хороший пример - проект канадской компании Axonify, которая разработала для корпорации Walmart программу мобильного обучения правилам производственной безопасности с интерактивными и игровыми блоками длительностью по 3-5 минут. Такой курс прошли 75 тыс. сотрудников Walmart, а число чрезвычайных происшествий среди персонала снизилось на 54 %.
В России среди компаний, специализирующихся на микрообучении, можно выделить следующие:
*E-learningcenter - более десяти лет занимается разработкой E-learning-решений для обучения сотрудников.
*Studyx.co - занимается трансформацией очных и онлайн-тренингов в программы микрообучения, которые можно проходить на любом устройстве.
*SkillCup - занимается разработкой микромодульных курсов.
Геймификация
Один из важнейших показателей эффективности обучения - вовлеченность студентов, уровень концентрации их внимания. Мировая педагогика накопила богатейший арсенал приемов повышения вовлеченности. Один из характерных примеров - геймификация (использование игротехник), которая подразумевает творческий подход, увеличивает вовлеченность, дает немедленную обратную связь и возможность делиться результатами с соучениками. Важно также, что игровой подход позволяет легко отслеживать успехи учащихся.
В 2018 году рынок цифровых образовательных продуктов, построенных на игровых принципах, «стоил» 2,4 млрд долл. Ожидается, что к 2024-му он увеличится до 4,3 млрд долл. Заметим, что инвестиции в геймифицированные образовательные продукты с 2018 года в основном идут на проекты для обучения детей.
Рисунок 8. Источник: EdMarket.Digital
Например, популярная у ребят игра Minecraft используется в школах Швеции для обучения школьников концепциям инженерно-строительного искусства. Однако есть примеры и при работе со взрослыми. Элементы игры используют такие популярные образовательные приложения, как TED-Ed, Duolingo, SoloLearn, Tinycards, Yousician - набирая баллы, проходя уровни и соревнуясь с другими пользователями, можно осваивать иностранные языки, делать первые шаги в программировании или даже овладевать навыками игры на музыкальных инструментах. Эффективность подобного подхода не вызывает сомнений - например, пользователи приложения Khan Academy, прошедшие 60 % курса по математике, улучшили результаты тестирования в 1,8 раза. Отечественный онлайн-ресурс LinguaLeo тоже использует игровые методы, что позволило ему занять очень хорошие позиции на российском рынке. Еще одна сфера применения принципов геймификации - курсы повышения квалификации. Согласно исследованию, проведенному компанией Dopamine Inc., геймификация не только делает процесс обучения увлекательным, но и улучшает способность людей усваивать материал на 40 %.
Персонализация обучения
Новые технологии поддерживают возможность «заточить» конкретный учебный продукт под конкретного потребителя. Некоторые специалисты называют такой подход индивидуализированным, некоторые - персонализированным, подчеркивая, что это не одно и то же. Главное, что в этом случае у каждого ученика появляются свои цели. Человек активно участвует в формировании учебной программы, появляется возможность выстроить личную стратегию обучения. Например, «Университет 20.35» разработал и протестировал «индивидуальные цифровые профили», которые позволяют выстроить и отследить индивидуальные образовательные траектории. При этом их фокус сконцентрирован на развитии личных компетенций, что позволяет ликвидировать упоминавшийся выше разрыв между обучением и работой. Есть примеры таких проектов и в других странах.
77 % специалистов в области обучения и развития считают, что сегодня персонализированное обучение имеет решающее значение для вовлечения сотрудников. 65 % миллениалов заявляют, что выбирают работодателя исходя из предлагаемых им возможностей для личного и профессионального развития.
Технологии оценки и развития цифровой грамотности
Далеко не все сегодняшние ученики являются «цифровыми аборигенами», использующими эти технологии с детства. К примеру, в 2017 году Еврокомиссия выяснила, что порядка 44 % европейцев не обладают базовыми цифровыми навыками, а 40 % компаний испытывают сложности при поиске специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По данным аналитического центра НАФИ, в начале 2020 года высокий уровень цифровой грамотности отмечен лишь у 27 % россиян, а самый низкий показатель - у людей старше 55 лет: в отличие от школьников и студентов, им нужна дополнительная подготовка.
В большинстве стран мира постоянно занимаются повышением уровня цифровой грамотности граждан. Эта работа постепенно превращается в отдельный сегмент рынка. Сейчас Европа активно борется с цифровой безграмотностью, в частности с помощью реализации проекта Digital Literacy 2.0. В России в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» был запущен проект «Кадры для цифровой экономики». С его помощью к 2021 году планируется повысить уровень всеобщей цифровой грамотности до 32 %. Самый практичный путь здесь - онлайн-курсы, предоставляющие структурированную информацию в формате микрообучения. Яркий пример - проект ЦифроваяГрамотность.рф на базе «Университета 20.35». В середине апреля 2020 года аналитический центр НАФИ запустил платформу «Цифровой гражданин», где любой желающий может бесплатно проверить свой уровень цифровой грамотности, получить персональные рекомендации по обучению и ссылки на учебные материалы.
Системы управления и принятия решений
Использование технологий Big Data в образовании позволяет выйти на новый уровень принятия решений - причем неважно, идет ли речь об организации бизнеса, формировании образовательных программ, управленческих мерах или повышении мотивации учащихся. Тут выделяют два главных направления:
Прием, адаптация и консультация студентов
Некоторые вузы, преимущественно в США, при отборе и приеме студентов, чтобы разгрузить преподавателей и сотрудников университета, используют чат-боты, или «цифровых ассистентов». Благодаря технологиям Big Data и машинному обучению (Machine Learning) чат-боты становятся не просто набором скриптов, а полноценными собеседниками, которые в реальном времени распознают потребности пользователей. К примеру, американский Georgia Institute of Technology успешно внедрил чат-бот в качестве преподавателя, который помог более чем 300 студентам PhD-программы по искусственному интеллекту. При этом молодые люди до конца эксперимента не понимали, что общаются с «машиной». AdmitHub из США разработал чат-бот, который консультирует абитуриентов по вопросам поступления в университет и рассказывает об условиях оплаты за учебу.
Оценка образовательного процесса
Большие данные позволяют хранить полную детализацию учебных протоколов для каждого учащегося. Этот массив можно использовать для разработки индивидуальных учебных планов, отслеживать продуктивность конкретного студента, а также оперативно реагировать на изменения учебного процесса. Здесь этот сегмент рынка пересекается с персонализированным обучением.
Американская образовательная платформа Stellic предлагает решения по автоматизации учебного процесса. Стартап, созданный на базе Университета Карнеги - Меллона, на основе индивидуальных запросов и целей составляет набор курсов и программ, идеально отвечающий потребностям и целям каждого студента. Российский центр EdCrunch University НИТУ «МИСиС» в августе 2019 года сообщил о начале тестирования отечественного сервиса по оценке успеваемости студентов. Создатели проекта заявляют, что искусственный интеллект, который, в отличие от преподавателя, свободен от субъективизма, позволит качественно и непредвзято оценивать работу учащегося.
Финансовые технологии в образовании
Одно из преимуществ цифровых технологий в образовании - их более низкая стоимость по сравнению с традиционными услугами. Нет нужды платить за содержание университетских зданий, общежитий, за проезд иностранных преподавателей. Размер аудитории, в которой проводятся лекции, тоже больше не ограничен физическими размерами зала. Это важно, поскольку большая часть населения планеты не может позволить себе ничего, кроме базового образования. Даже США приходится иметь дело с огромным пулом студенческих долгов в размере 1,3 трлн долл. (по состоянию на 2017 год). Цифровые технологии берутся и за эту проблему. Финтех дает доступ к альтернативным источникам финансирования как для студентов, так и для тех, кто проходит поствузовское обучение. Среди платформ для альтернативного финансирования можно отметить CommonBond, Sofi, Credible и Earnest. Они дают возможность получить средства, рефинансировать или консолидировать студенческие займы с помощью внешних пулов инвесторов и венчурного капитала.
Новым словом в сфере студенческих кредитов могут стать краудфандинг, социальные облигации и схемы погашения ссуд на основе дохода - все это можно реализовать с применением финтех-решений. В России образовательные онлайн-платформы GeekBrains и Skillbox в партнерстве с банками предлагают схемы экспресс-кредитования.
Еще одно перспективное направление - инструменты для управления образовательными процессами в отдельных регионах. Например, компания Allovue предоставляет решения по составлению бюджета школьных округов в США, а платформа ClassWallet реализует менеджмент закупок. Такие инновации позволяют децентрализовать процесс управления учебными заведениями и сместить центр принятия решений на уровень отдельного класса или факультета для более адекватного учета потребностей школьников и студентов.
Самое востребованное направление финтеха в EduNet - взаиморасчеты. Как известно, международные переводы (не только в России, но и во многих других странах) подлежат строгому регулированию, что значительно усложняет процедуру оплаты обучения для международных студентов. Финтех предлагает альтернативу привычным банковским переводам, минимизируя стоимость транзакций и упрощая их оформление. В Китае такое решение на протяжении последних шести лет успешно реализуется финтех-стартапом Easy Transfer, оборот транзакций которого в 2019 году составил 776 млн долл. США.
Часть 1 Часть 2