Дмитрий Песков - об НТИ 2.0, тревогах из-за нового правительства и взрывных перспективах аэротакси

May 01, 2020 19:30

Часть 1 Часть 2

До осени 2020 планируется сформировать новый облик Национальной технологической инициативы - НТИ 2.0. О том, что под этим подразумевается, и что уже достигнуто в рамках НТИ, в интервью TAdviser рассказал спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития, гендиректор «Платформы НТИ», возглавляющий направление «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков. Также он поделился размышлениями о работе с обновившимся правительством.



НТИ и АСИ - экосистемный подход

Дмитрий Николаевич, расскажите, пожалуйста, какую деятельность ведет АНО «Платформа НТИ»?

Дмитрий Песков: Цель «Платформы НТИ» - увеличение количества технологических проектов, команд и компаний, задействованных в инновационной деятельности.

Сейчас мы как команда «Платформы НТИ» перезапускаем механизмы и сервисы поддержки сообщества Национальной технологической инициативы, переводя их в полностью цифровой вид, максимально подключая регионы. Первый шаг - вместе с сообществом определяем новые технологические рынки, на которых будет максимальный рост спроса. Для стартапов и их инвесторов очень важно понимать, на каких рынках бизнес сможет занять доминирующее положение при минимальных рисках от вложений.

Роль, задачи «Платформы» - пригласить к этой работе предпринимателей и экспертов, организовать взаимодействие в цифровой среде с использованием передовых методов анализа и мышления. Дать необходимые инструменты для конструирования и проектирования потенциального спроса, чтобы участники, объединившись в команды, смогли определить новые направления развития технологий, а также новые возможности для своего бизнеса, новые модели получения прибыли, наиболее выгодные направления инвестиций.

Здесь важно, чтобы экспертное, научное, предпринимательское сообщества вместе в ближайшие три месяца в рамках форсайта «НТИ 2.0» попытались построить прогнозы и модели развития на 2020-е годы, оформили их в виде дорожных карт новых рынков НТИ и защитили эти концепции развития.

Мы ожидаем, что появятся не только команды, но и новые проекты и стартапы по каждому рынку, бизнес сформирует свои планы в 2020-х годах, свои запросы к системе образования, каких специалистов не хватает, запросы к государству, что нужно сделать в тех сферах, куда бизнес не готов идти, потому что рисков слишком много. И, что не менее важно, какие законы необходимо принять, какие нормативные барьеры снять.

Поддержка компаний, рынков НТИ, лоббирование их интересов на всех уровнях - одна из функций «Платформы». Несколько дней назад мы направили в правительство предложение о поддержке 25 решений компаний НТИ для борьбы с эпидемией коронавирусной инфекции. Это те решения, которые сегодня сверхвостребованы в ситуации борьбы с пандемией. Их условно можно разделить на несколько блоков - те, которые уже реализуются, и те, которые можно было бы использовать, если появятся заказы либо будут сняты нормативные ограничения.

Из первой части можно назвать экспресс-тест на коронавирус компании «Медико-биологический союз», входящей в рынок «Хелснет». Месяц назад он был зарегистрирован и стал первым российским экспресс-тестом ПЦР, а с 6 апреля компания заявила о начале его промышленного выпуска, планируется выпускать 500 тысяч тестов в неделю. Еще один тест уже сейчас на завершающей стадии разработки. Мы рассчитываем, что в мае он тоже появится на рынке.

Компания «Р-Фарм» - лидер рынка «Хелснет» - заявила о патентовании нового препарата для лечения коронавируса, который работает как «ловушка» для него, блокируя распространение в организме человека. Компания «Хилби» предлагает решение для дистанционного непрерывного мониторинга параметров здоровья человека. Это сейчас критически важно, быстро выявлять реакции человека на развитие любого рода инфекционных заболеваний и предотвращать последствия.

Другая крупная компания, «ХимРар», лидер Нейронета, заявила о готовности уже в мае запустить производство лекарственного препарата «Фавипиравир», который может быть эффективен для борьбы с COVID-19.

Дроны компании «Аэронета» Skyeer использовались для мониторинга хода строительства больницы в Коммунарке.

Во втором блоке - проекты, которые находятся в высокой степени готовности, но которые мы просим правительство поддержать финансово, сделав заказ. Например, такой проект «Хелснета», как «Живое дыхание», так называемые цифровые ингаляторы. Сейчас лекарственные препараты, которые используются для лечения вируса, оседают в основном в верхней части легких и до самых опасных мест, можно сказать, не достают. Аэрозоли «Живого дыхания» преобразуют лекарство в форму спрея, взвеси, которую вы можете быстро вдохнуть, и она равномерно оседает в легких. Соответственно, резко повышается эффективность лечения подобного рода заболеваний.

Таких проектов, как я уже сказал, в нашем списке несколько десятков, которые, как нам кажется, могут существенно повысить эффективность борьбы с коронавирусом, учитывая, что у нас практически нет прогноза быстрого перелома эпидемии. Это значит, что через два или через три месяца нам необходимо будет по-прежнему лечить больных.

Отмечу, что Центры компетенций НТИ также включаются в борьбу с эпидемией. Питерский Центр компетенций «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого с участием экспертов НИИ гриппа в согласовании с Министерством здравоохранения разработал математическую модель для прогноза процесса распространения коронавирусной инфекции. Исследования ведутся по Санкт-Петербургу и по Ленинградской области, модель может быть тиражирована в регионах.

Как деятельность «Платформы НТИ» в области Национальной технологической инициативы увязана с деятельностью АСИ?

Дмитрий Песков: Новая стратегия АСИ, принятая в прошлом году, подразумевает экосистемный подход. Это значит, если какая-либо идея, проект родились в агентстве и выделились в большое направление, то они структурируются отдельно. Для них определяются свои источники финансирования, программы и т. д. При этом АСИ остаётся держателем экосистемы, который задаёт общую повестку. Так происходит уже 8 лет.

Тема, которой я несколько лет назад занимался внутри агентства, - WorldSkills. После того, как она выросла, был создан Союз WorldSkills. Его учредили правительство и АСИ, туда перешла на работу часть сотрудников. Сейчас это агентство гораздо больше по масштабам, чем АСИ, в нем работает больше людей, и его бюджет больше, чем у агентства.

Появился и вырос большой проект по поддержке слепоглухих. В результате был создан отдельный фонд для слепоглухих с отдельным бюджетом, наблюдательным советом и направлением деятельности, и он точно так же развивается.

Национальная технологическая инициатива - то же самое: появилась тема, вызрела внутри агентства. Затем стало понятно, что в текущую организационную структуру она не укладывается, потому что надо существенно увеличивать штат и, кроме того, возникает вопрос управления и эффективности. Поэтому реализацией Национальной технологической инициативы занимаются несколько организаций и участвуют в ней разные институты развития. К ним относится РВК, в котором расположен Проектный офис НТИ, и «Фонд Бортника», который является оператором ряда программ, и фонд «Сколково», который выполняет ряд функций.

Выделенная из агентства команда стала АНО «Платформой НТИ». В связи с этим у агентства и платформы есть соглашение, которое регулирует распределение ответственности, и общая инфраструктура. Говоря о задачах «Платформы», я упомянул об оцифровке экосистемы. Мы понимаем, что нам надо перейти к цифровой модели в сборке сообществ. Соответственно, для решения этой задачи работает цифровая система Leader-ID, в которой уже миллион человек, и которая собирает цифровые следы всех участников нашей экосистемы в стране. Leader-ID одновременно используется и агентством, и «Платформой». «Платформа НТИ» является оператором Leader-ID.

С точки зрения общей инфраструктуры развиваются и «Точки кипения», это сеть пространств коллективной работы. Они создавались АСИ, их уже 89 по всей стране. Они используются агентством, а теперь также сотнями других организаций. Оператором является «Платформа НТИ».

Это экосистемная логика, экосистемная деятельность, когда организации движутся в одном направлении, но не жёстко структурированы в одну иерархическую структуру. Где-то связи происходят на уровне наблюдательных советов, а где-то на уровне общего бэк-офиса. Например, у «Университета 2035», который является Центром компетенций по федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики», и у «Платформы НТИ» общий бэк-офис, включая юридическую, информационную, финансовую службу, а также службу закупок. Такой подход более эффективен и позволяет снизить расходы.

«ЗаБизнес.рф», законодательство для беспилотников - чем занимается АСИ

Какие еще помимо НТИ сопоставимые по значимости и масштабу направления развиваются в рамках АСИ?

Дмитрий Песков: Исторически самым большим и значительным проектом была реализация Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) в агентстве. Она связана с условиями ведения бизнеса и подтверждением в рейтинге «Doing Business». Это было одним из главных проектов АСИ на протяжении 2010-х годов. Мы достигли своих целей, среди стран мира продвинулись со сто двадцать третьего места до тридцать первого в этом рейтинге. После этого полномочия были системно переданы в Министерство экономического развития, в проект, который называется «Трансформация делового климата».

Сейчас агентство реализует большой и значимый проект «ЗаБизнес.рф», это оперативная обработка жалоб бизнеса на действия правоохранительных органов. Совместно с ведущими деловыми объединениями эта платформа была запущена в декабре прошлого года, сейчас идёт пилотная эксплуатация. Этот проект тоже имеет отдельную структуру управления, которая точно так же соучреждена агентством и отдельно реализуется.

У агентства также есть огромная повестка, связанная с социальными проектами. Конкретный пример: вместе с Минпросвещения АСИ запустило всероссийскую благотворительную программу «Помоги учиться дома». Школы перешли на удаленку, но детям для такой формы обучения нужны, по предварительным оценкам, от 1,5 до 2 млн компьютеров. Мы видим, что во многих случаях, если даже дома есть один компьютер, но, например, четверо детей, организовать учебный процесс фактически невозможно. Мы эти потребности обрабатываем и всей нашей сети партнеров - бизнесу, органам власти, неравнодушным людям - предлагаем передавать ноутбуки, планшеты, десктопы нуждающимся семьям. В этой акции может принять участие любой.

Какие еще здесь можно привести интересные примеры?

Дмитрий Песков: Задача АСИ - «распаковать» инициативу, найти исполнителей, продвинуть её и далее передать тому, кто будет ей постоянно заниматься. Агентство активно участвовало в формировании предложений для Госсовета, которые вошли в послание президента РФ, по мерам, связанным с демографией, с поддержкой молодых семей.

АСИ сейчас реализует огромный проект по развитию городов - «100 городских лидеров», в котором сейчас участвует уже более 100 городов. Здесь развёрнута краудсорсинговая платформа, где происходит совместное с органами власти и губернаторами голосование за проекты по преобразованию городского пространства. Лучшие проекты губернаторы берут в поддержку реализации. Стратегическим партнёром «100 городских лидеров» является компания «Росатом», потому что это очень тесно связано, например, с их задачей по развитию моногородов.



В «Точке кипения» Владивостока

Поясню, как работает экосистемный эффект. Когда эти городские сообщества занимаются преобразованием своего пространства и выработкой городских стратегий, им нужно взаимодействие с городской властью, чтобы на них смотрели не как на городских сумасшедших, а как на городских активистов, которые приносят настоящую пользу. Например, здесь мы часто используем параллельно формирующуюся сеть «Точек кипения». Они могут открываться и в крошечных городках, где всего 5000 жителей, за Северным полярным кругом.

К примеру, город Полярные зори в Мурманской области. В нем есть атомная станция и люди, которые на ней работают. Там 22 декабря открылась «Точка кипения» и прошёл фестиваль света. 22 декабря - это тот день в году, когда там световой день 17 минут, всё остальное время - ночь. Городские активисты вместе придумали, как им преобразовать город, чтобы он был светлым даже в полной темноте. А чтобы это не стало разовой акцией, они спроектировали и открыли «Точку кипения» и включили её в общую федеральную сеть.

Соответственно, в любом городе, куда вы сейчас приедете, и где есть «Точка», будет связка активистов города, предпринимателей, лидеров системы образования и задач, которые реализуют агентство по своей основной линии и «Платформа» по линии Национальной технологической инициативы.

А кто пользуется на регулярной основе «Точкой кипения», которая в таком небольшом населённом пункте?

Дмитрий Песков: Это зависит от людей, которые там живут. Так как это «атомщики», это высокообразованные и подготовленные люди. Поэтому, несмотря на то, что людей мало, плотность человеческого капитала там очень большая. Любая «Точка» одновременно является местом, где собираются городские активисты. Они работают на атомной станции, но в остальное время они там живут. Там живут их семьи, им интересно развивать город. А с другой стороны, «Точка» является центром трансляции федеральных проектов и практик. Они приходят в «Точку» для того, чтобы учиться, взаимодействовать с другими.

«Точка» - это физическое пространство, но в нём есть цифровой слой, где накапливаются результаты того, что вы сделали. Сейчас этот цифровой слой активно осваивается. «Точки» временно не работают оффлайн, чтобы уменьшить риски, мы приняли непростое решение - временно перевести работу всей сети «Точек кипения» в онлайн.

Мы часто говорим о том, что «Точки» - это не просто стены. И сейчас, при отсутствии физических стен, за короткий период уже появились первые результаты онлайн работы: расширение аудитории, вовлечение более широкого круга экспертов, ориентация на повестку без привязки к географии, сетевые проекты, собранные вокруг заинтересованных сообществ.

Всё это делается ради развития людей. Это и есть метод, которым мы преобразуем окружающее нас социальное пространство. А какие организации для этого используются, не так важно.

Вернемся к пилотному проекту платформы для жалоб предпринимателей. Какая работа здесь ведется, и какова роль АСИ в нем?

Дмитрий Песков: Агентство сейчас выполняет поручение президента РФ по внесению изменений в законодательство о так называемом праве на риск, которое должно позволить инвесторам, предпринимателям и сотрудникам института развития ускорять это технологическое развитие. Группа проработала несколько месяцев, подготовив изменения, которые могут затронуть Уголовный кодекс, закон «О науке» и Бюджетный кодекс.

В результате 19 марта правительство на заседании одобрило законопроект об установлении допустимого уровня финансовых рисков при венчурном финансировании с использованием бюджетных средств. Изменения вносятся в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Как это произошло? Мы собрали всех заинтересованных участников от основных институтов развития, включая РВК, «Роснано», фонд «Сколково». А с другой стороны, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти: Министерство экономического развития, Министерство науки и высшего образования, Министерство финансов, Министерство юстиции. Подключились также коллеги из силовых структур и контрольно-надзорных органов, из прокуратуры и Счётной палаты, из других организаций. И в течение нескольких заседаний вырабатывался подход к тому, как эту задачу поиска приемлемого уровня риска реализовать. Это совершенно обычная текущая деятельность агентства.

Отмечу, что сейчас АСИ запустило специальный сервис, чат-бот в Telegram, чтобы получить данные о состоянии бизнес-сообщества во время пандемии.

«Карта самочувствия» предпринимателей уже принимает ответы, например, о динамике выручки, о росте или снижении риска банкротства, увольнениях, снижении зарплат сотрудников. Вся информация собирается в общей базе данных на платформе Смартека. Результаты планируется использовать для подготовки предложений правительству и президенту РФ.

«Неты» - развитие рынков. Что удалось, а что нет

НТИ развивает технологии различных рынков, эти направления у вас называются «нетами». Каковы главные результаты работы НТИ по «нетам» за 2019 год? Какими из них вы особенно гордитесь?

Дмитрий Песков: По «Хелснету», к которому сейчас особенное внимание, я уже отметил ряд проектов. Хочу также отметить ранее утвержденные и сейчас ставшие очень важными нормативные изменения. В первую очередь, это ускоренный порядок сертификации высокотехнологичных лекарственных средств. Кроме того, в течение прошлого года мы поддержали несколько проектов, связанных с таргетированным подходом, когда лекарства делаются как геннотерапевтические препараты на основании анализа генов конкретного пациента, либо используются новые способы доставки лекарства в клетку пациента. Проект называется «АнтионкоРАН».

Если о других рынках, можно начать с трёх транспортных нетов («Автонет», «Аэронет», «Маринет»). Самые главные результаты 2019 года - в воздухе, по дронам. В первую очередь, речь о нормативных изменениях. Мы смогли окончательно согласовать правила нахождения дронов в воздухе, и сейчас новые федеральные авиационные правила, наконец, позволяют владельцам так называемых малых дронов без получения отдельного разрешения эксплуатировать свои аппараты в пределах прямой видимости с высотой не более 150 метров. То есть там, где дроны не создают дополнительного риска для воздушного движения.

Эти изменения недавно вступили в силу, и это потребовало нескольких лет очень тяжёлой работы. В какой-то момент нормативное поле фактически запрещало использование дронов.

В этом месяце компании - участники рынка «Аэронет» на аэродромах Орловка и Алферьево в Тверской и Московской областях провели тестовые полеты беспилотников для отработки услуг по доставке, мониторингу, дезинфекции территории. Все эти работы уже опробованы в нескольких странах и доказали полезность в борьбе с коронавирусом. По итогам тестов рабочая группа Аэронет подготовила письма губернаторам с предложением задействовать потенциал беспилотного авиасообщества в решении сложившейся чрезвычайной ситуации.

В прошлом году был принят относительно простой порядок учёта и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов: не надо покупать никакие дополнительные специальные устройства. Соответственно, не возникает дополнительных налогов и издержек.

Еще в «Аэронете» идёт реализация нескольких крупных проектов. В 2019 году был поддержан инфраструктурный проект, связанный с появлением в стране специального полигона, на котором будут происходить испытания и сертификация беспилотных авиасистем. Пока они не сертифицированы, они не могут массово выходить на рынок.

А второй связанный проект - это проект RUTM-1, который является первым этапом интеграции дронов в воздушное пространство страны. Речь идет о разработке правил, технологий и сервисов управления движением беспилотных воздушных судов, пока на малых высотах, где не летает пилотируемая авиация.

«RUTM-1» в 2019 году одобрен рабочей группой Аэронет, Министерством промышленности и торговли, НИЦ Жуковского и рядом других организаций.

Сколько инвестиций потребуется на полигон?

Дмитрий Песков: Проект рассчитан на несколько лет, и каждый год выделяются различные средства в зависимости от завершения контрольных точек. Правила Национальной технологической инициативы по предоставлению средств - очень жесткие. Проекты никогда не финансируются целиком. Вам не выдают деньги, через три года спрашивая, как у вас дела. Проекты финансируются по контрольным точкам и с отлагательными условиями.

Например, если вы берёте средства, то вы должны сделать аванпроект за свои деньги. Если вы его сделали и его утвердили, вам открывается следующий этап финансирования. Каждая транзакция, каждый вид расходов контролируется.

В дополнение к сказанному ранее об «Аэронете» добавлю, что у нас сейчас есть порядка восьми компаний, которые пытаются сделать свою версию аэротакси. Как только (и если) у кого-то получится сделать надёжную версию аэротакси, способного к вертикальному взлёту и использующего высокоэффективные топливные элементы, этот рынок «взорвётся». Ведь станет возможным очень дешёвое перемещение человека, двух человек или трёх человек на расстояние в 100, 200 или 300 км без участия пилота.

Это означает, что вы до дачи, которая расположена за 200 км от Москвы, сможете добираться, как сейчас до дачи, расположенной в 40 или 30 км от Москвы.

Поначалу это, наверное, все-таки будет недешево.

Дмитрий Песков: Нет, сама по себе стоимость эксплуатации аэротакси существенно ниже обычных аналогов, потому что вы не платите человеку, существенно дешевле сам аппарат, существенно дешевле топливо, не нужно иметь множество сложных систем обеспечения навигации. Поэтому, как только на рынок выйдут надёжные аппараты, это будет взрыв.

Сегодня по миру все ведущие страны инвестируют в это направление. Думаю, что общий объём инвестиций уже составляет десятки миллиардов долларов. Есть уже первые пилотные зоны: Дубай, Баку, Шанхай и несколько других мест, в которых опытная эксплуатация уже началась. Мы в этой гонке участвуем, но понимаем ограничения, которые есть сегодня у зарубежных конкурентов. И они, скорее всего, из них легко сделают туристический аттракцион, но сложно сделать реально работающую бизнес-модель.

Давайте выделим наиболее примечательные результаты по остальным «нетам» сразу. Несколько примеров.

Дмитрий Песков: К примеру, автомобильные рынки - «Автонет». Вы знаете, что в прошлом году у нас началась опытная эксплуатация беспилотников на дорогах. В этом году она масштабируется с двух регионов до одиннадцати. В них будут ездить беспилотные автомобили, и я надеюсь, в этом году к «Яндексу» присоединятся другие компании, у которых есть не менее интересные концепции развития беспилотного транспорта. Это в первую очередь компания StarLine, коллеги из «КамАЗа», МАДИ и некоторые другие производители.

Какова роль НТИ в данном случае?

Дмитрий Песков: Автонет НТИ организует, во-первых, всю работу по нормативному сопровождению этого: то есть разработку правил нахождения, выпуск знаков, которые показывают, что это такое.

Также мы являемся организаторами полигона по эксплуатации беспилотных автомобилей и испытаний на них. Первый - на котором в декабре впервые в мире прошли испытания нем несколько производителей конкурировали за возможность проехать 50 км менее чем за три часа.

И тогда выяснилось, что у нас, оказывается, помимо Яндекса и Cognitive Technologies в стране еще более десятка стартапов, которые тоже разрабатывают технологии в области беспилотного транспорта.

Дмитрий Песков: Да. Те, кто пришли на конкурс, вскрыли самую главную проблему эксплуатации беспилотных аппаратов: в ходе конкурса одна из машин встала на перекрёстке, остальные встали за ней. Сегодня на нормативном, на законодательном уровне невозможно сделать так, чтобы беспилотник объезжал пробку без участия человека, потому что для этого нужно выехать на встречную полосу. Поясню, что у этих машин не было пилота-техника, то есть живого человека, в салоне вообще.

Часть 1 Часть 2

интервью, технологии, Россия

Previous post Next post
Up