Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, стоит развить в себе некоторые качества
Прогнозы в области карьеры - дело такое же неблагодарное, как и предсказание того, какие технологии будут в наших мобильных телефонах и планшетах через 20 лет. Ведь новые профессии не появились, а инновации не изобретены. Другими словами, точная научная база для составления списка «навыков будущего» отсутствует. Как быть конкурентоспособным в будущем, обсуждают на Петербургском экономическом форуме, который открылся сегодня. Какие способности точно понадобятся в наступившей цифровой экономике? Всех их можно свести к двум умениям: ладить с собой, другими и обучаться.
Быстро осваивать новые знания
Чем стремительнее развиваются технологии и общество, тем быстрее и радикальнее меняется ситуация на рынке труда, при этом массовый подход к образованию меняется гораздо медленнее. При таком положении вещей есть определенная проблема: люди получают профессию, не задумываясь о ее востребованности, по «социальной инерции». Такая ситуация привела к тому, что на данный момент только 27% россиян работают по специальности, которую получили в университете.
В будущем тенденция только усилится, запросы на новые знания и специальности будут возникать еще стремительнее. Если человек XX века мог за свою жизнь сменить несколько компаний, то современный человек легко сменит несколько профессий. Эксперты уже сравнивают будущее с серфингом: нам придется покорять несколько новых волн (специализаций), чтобы продвинуться дальше остальных. Основные навыки, которые пригодятся в будущем, - любознательность, открытость новому, жажда знаний. Сегодня покорять океанские просторы можно с освоения дополнительных знаний, например, по смежной специализации.
Цифровая восприимчивость, или digital agility
Бизнес становится цифровым: без продвижения продуктов и услуг в интернете сейчас не обходится практически ни одна организация, а многие сферы вообще постепенно переходят на digital working, то есть начинают работать исключительно в интернете (особенно это актуально для e-commerce и рекламы). В любом случае компьютер с доступом к интернету и необходимым программным обеспечением уже стал основным - или одним из основных - инструментом работы для большинства профессий. И для бизнеса очень важно, чтобы сотрудники успевали за этими переменами, умели пользоваться современными инструментами.
Не случайно в корпоративную культуру уже вводится оценка сотрудников по digital agility, умению пользоваться современными технологиями. Работодатели хотят понять, насколько мы готовы обучаться, быть гибкими к диджитал-переменам и обладаем способностью внедрять их. От нас пока не требуется уходить глубоко в техническую часть, но разобраться, как технологии меняют и улучшают бизнес, точно стоит. Получить эти знания можно из общения с подкованными в технологиях людьми, на конференциях, из передовых статей и литературы.
Взаимодействие с другими
Современное общество предполагает гораздо более активную коммуникацию между людьми, чем было раньше: глобализация мира, активное развитие информационных технологий и социальных сервисов и т. д. С каждым годом люди общаются все активнее. Об этом свидетельствует и статистика по социальным сетям - практически каждый ресурс показывает устойчивый рост. Только Facebook в 2015-2017 годах «разросся» на 461 млн пользователей (это рост на 25%). В будущем эта тенденция по всем прогнозам сохранится и может даже усилиться.
С прикладной точки зрения в умение общаться входят способности выступать публично, вести эффективную переписку, в том числе в соцсетях, договариваться, быть клиентоориентированным, эмоционально сопереживать и понимать других. В недалеком будущем руководителям будет чему поучиться у молодых, более технологически подкованных сотрудников. Поэтому одна из карьерных рекомендаций: общаться с теми, кем вы руководите и кто вас окружает. Как говорил генеральный директор Ford Алан Маллали: «Если я не эксперт по какому-то вопросу и есть люди, которые в этом лучше разбираются, то почему я говорю? Почему бы не послушать их?»
Адаптивность
Быть адаптивным означает, что человек не останавливается перед новой проблемой, а быстро переходит к поиску решений. Вспомним о частой смене профессий, стремительном переходе в диджитал и просто о внешних экономических рисках и вызовах - все это будет обязывать нас оставаться адаптивным. Интересно, что на встречах выпускников MBA через 5-19 лет после окончания обучения оказывалось, что студенты с большим уровнем адаптации оказывались более удовлетворенными жизнью и карьерой, чем те, кто не обладал таким качеством характера. Это свойство вошло в 80% основных компетенций будущего. Основными шагами к развитию адаптации становятся умение проявлять терпение, способность развернуто анализировать неопределенные ситуации, оценивать все плюсы и минусы и только потом принимать решения.
Умение работать с собой
Если человек не управляет эмоциями, то эмоции управляют им. Настрой коллектива волнует работодателей. В условиях неопределенности и частой смены курсов от работника потребуется умение распределять свои ресурсы и управлять собственным настроением и энергией, входить в состояние концентрации на важной задаче или погружаться в состояние спокойствия в особо стрессовых ситуациях. Кроме того, руководители ищут тех, кто получает от работы драйв и радость. Такие сотрудники находят в своем труде источник силы и заряжают им окружающих. Эти профессионалы дорого ценятся уже сегодня. Научиться сочетать удовольствие от работы, результативность и баланс с личной жизнью точно нужно уже сегодня.
И напоследок хорошая новость: угроза роботов, которые заменят человека в будущем, преувеличена. Но нас ожидают другие вызовы. По данным глобальной консалтинговой компании Korn Ferry Hay Group, к 2030 году настоящей проблемой станет дефицит человеческих талантов в размере 85 млн человек, что соизмеримо с населением Германии. Работодатели начнут вести настоящую войну за лучшие и сильные кадры. В этой связи расти над собой, развивать потенциал и обозначенные в этой статье навыки точно стоит.