"Облачный атлас" англо-саксонской цивилизации.

Jan 11, 2013 01:19



Превосходная качественная картинка, музыка, занимательная философская история(ии), мозаика из нескольких новелл, складывающаяся к концу просмотра в единый рисунок, многочисленные награды и номинации всевозможных ассоциаций, не говоря о блестящих актерах - все вместе дает однозначную рекомендацию к просмотру. Однако, эффект от фильма навевает серию грустных выводов о  подсознательных идеях режиссеров и, соответственно, о состоянии того социума, которому адресовано произведение.

Фильм в первом приближении о страстях человеческих, любви, жажде богатства, славы, власти. Но, что очевидно, мир крутится не только вокруг парадигмы одного из героев, доктора Генри Гуза (Том Хенкс): "В один присест сильный слабого съест".


Для некоторых, лучших представителей человечества важнее и превыше всего Свобода, зачастую даже не личная. Свобода физическая, свобода творчества, свобода инакомыслия
Однако в борьбе за свободу во всех ее проявлениях прогрессивное человечество вырыло себе яму, имя которой Толерантность. Можно сказать, это обратная сторона Свободы. Постулат о том, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, в определенный момент остановит любого миссионера-борца, и несмотря на самоотверженность, неизбежно приведет в тупик всю цивилизацию.


Быть может, это незаметно для самих художников-авторов, но красной нитью через фильм проходит основная концепция: будьте толерантнее. Некоторым героям за это приходится даже отдавать жизни. Таков парадокс, начиная бороться за свободу, приходится умирать за толерантность. За толерантность свободного к рабу, белого к чернокожему, традиционалиста к гею, человека к клону, высшей расы к аборигенам-туземцам. Большой вопрос, хотел ли автор одноименного романа Дэвид Митчелл (David Stephen Mitchell) высказать именно такой взгляд на мир, но в интерпретации братьев Вачовски и Тома Тыквера это выглядит абсолютно так.

Пресловутое бремя белого человека забыто и заброшено. Причем именно той цивилизацией, одной из первых заявивших о праве миссионера. Одна из самых, а может и самая экспансионистская цивилизация англо-саксов встала, к глубокому сожалению, на путь забвения. Вознести на знамя не сверхидею о превосходстве и единственнно правильном мироустройстве, а всего лишь призыв к терпимости и считать это миссионерством грустно и нелепо.

Возможно тому и рад усмехающийся старина Джорджи.


свобода, кино-рецензии, толерантность, англо-саксы

Previous post Next post
Up