День 5. 22 июля, четверг.
Планы на день:
Выезд из Кемпинга до 12:00, переезд в Бургунд, 189 км, ок. 3 часов.
Посмотреть Ставкирку из Бургунда, The Vindhella Road, The old hidhway and byways, Historik Veg
ночевка в Borgund Hyttesenter og Camping, домик на 4х с туалетом и душем.
Еще по пути из Швеции в Норвегию с нами случилась вторая непредвиденная ситуация (скажу сразу их было всего 3). Заднее правое колесо у нас стало сильно нагреваться из-за того, что тормозная колодка не полностью отодвигалась от колеса и терлась и от этого трения колесо становилось просто кипятковым за небольшой отрезок пути. И это в Норвегии! Где без исправных тормозов вообще за руль страшно садиться, даже в припаркованную машину.
Машину надо было ремонтировать. Антон и Леша договорились проснуться с утра пораньше и чинить машину, но утром проснулся только Антон, который в одиночку чинил машину. Еще оказалось, что в машине нет нужных инструментов. Частично проблему удалось устранить. А чтоб тормоза снова не залипли было принято решение поменьше тормозить) Да да, это в Норвегии где невозможно не тормозить)
На самом деле НА КРУТЫХ ПЕРЕВАЛАХ НЕОБХОДИМО ТОРМОЗИТЬ ДВИГАТЕЛЕМ. Если поедете имейте это в виду. На таких крутых склонах даже исправные тормоза могут "накрыться" и надо врубать передачу пониже и тормозить двигателем. Вобщем так мы и старались делать.
Выезжаем из кемпинга. В такой поездке, когда ночуешь в одном месте всего одну или две ночи, то тяжело каждый раз собирать вещи. Вроде только устроились, только прижились, надо опять все собирать, укладывать в машину, начищать за собой домик и гнать дальше. Но большой плюс таких переездов - это возможность посмотреть больше интересных мест.
Если вы взгляните на карту, то увидите, что мы подъезжаем к Согнефьорду, речь о котором пойдет чуть позже. Хочется отметить, что с этого дня мы почувствовали что мы приехали в Норвегию! Изменялось все вокруг, горы становились всё выше, ущелья всё уже, перевалы всё круче, а впереди нас ждал фьорд. Вобщем мы во все глаза смотрим по сторонам и, поверьте, смотреть было на что.
По пути останавливаемся у горной реки. Понравилась она нам) Собираем землянику и чернику.
Вовсю светит солнце, но поднимается сильный ветер, и мы закутываемся в куртки. В это время в Питере жуткая жара и все позавидовали бы нам.
С каждым километром виды становятся все красивее и красивее. Рекорд дня 1 км над уровнем моря.
остановка на перекус. местечко оборудовано столиками и туалетом. и вид на озеро.
Кемпинг Borgund Hyttesenter og Camping. 1180 nok за 2 ночи.
Какой-то сказочный маленький кемпинг в горной долине рядом с горной рекой. Здесь всего 10 домиков, покрашенных в разные цвета. Наш домик № 8, голубенький. Немного тесновато внутри для 5х, но для двоих или 2+2 ребенка было бы отлино.
Рядом с кемпингом указатели и информация о пешеходных маршрутах в горы.
Вот и наш домик. На кухне есть посуда, мойка, плита, холодильник, микроволновка.
ф
с
Сам домик стоит на сваях.
Обустроились в кемпинге, сварили супчик и поехали смотреть Ставкирку из Бургунда. Билеты не стали покупать, посмотрели снаружи. Ставкирка не большая, но необычная. Но фоне гор смотрится даже маленькой.
Ставкирка из Боргунда (Borgund Stavkirke) - единственная из деревянных церквей, сохранившаяся без изменений со времён Средневековья. Расположена к востоку от Согнефьорда (Sognefjorden), вблизи Лаэрдала (Laerdal). Церковь посвящена святому Андрею Первозванному и была полностью выстроена из дерева в 1150 году. Внутреннее убранство очень простое: никаких церковных скамей или украшений, а освещение ограничено тремя небольшими отверстиями высоко на стенах. Снаружи церковь богато украшена резьбой в виде зверей, драконьих голов и рунических надписей. Есть тут и отдельно стоящая колокольня со средневековым колоколом. Кафедра же была изготовлена в XVI веке.
Более развитый тип деревянной церкви представляет известная церковь в Боргунде, 12 в. Она сохранилась лучше других церквей и дает поэтому более полное представление об архитектуре того времени. Первый ярус ее обнесен низкой галлереей с односкатной кровлей, благодаря чему постройка снаружи оказывается уже не двух, а трехъярусной; двускатная кровля верхнего яруса увенчана небольшой трехъярусной башенкой. Такое построение усиливает устремленность всего сооружения ввысь. Вход в здание расположен не только с западной стороны, как это было в ранних постройках, но и с боковых фасадов, причем входные порталы увенчаны двускатными навесами. Подобная акцентировка боковых фасадов рассчитана на многостороннюю обозримость постройки. Хор прямоугольный, трехъярусный, как и сам храм; к нему примыкает полукруглая абсида, увенчанная отдельной башенкой. Таким образом, общая объемная композиция и характерный силуэт, в котором использован Эффект постепенного уменьшения возвышающихся друг над другом крутых двускатных кровель, оказываются гораздо более сложными, чем в более ранних постройках. Выразительность остроконечных кровельных завершений подчеркнута венчающими их резными коньками в виде драконов - мотив, восходящий, очевидно, к языческим временам. Небольшая по размерам, церковь в Боргунде благодаря мастерскому архитектурному решению производит очень сильное впечатление, приковывая к себе внимание даже среди громадных скальных массивов сурового норвежского ландшафта. Ее внутреннее конструктивно-архитектоническое решение остается сходным с интерьером церкви в Урнесе, но в Боргундской церкви сильнее выражена устремленность вверх, подчеркнутая самими размерами основного помещения церкви.
Затем мы пошли искать The Vindhella Road, The old highway and byways.
(идеальное место для летней прогулки. Она - часть старого Kongevegen (королевской дороги) на перекрестке между Востоком и Западом, которая быля закончена приблизительно в 1748 и быля во всеобщем пользовании в течение приблизительно 50 лет.)
The old highway and byways (перевод через онлайн переводчик)
«Старое шоссе и тихие дороги Sognefjorden и Lærdal всегда были важным маршрутом, соединяющим восточную и западную Норвегию, были свидетелями дорог многих поколений. С-Олэв (король Олэв Хэролдссон) проходил через vally в 1023, оставляя богатство местных легенд в его прогулке, таких как ископаемый тролль „Джатлэмэнн“ в Bjørkum кто, как наказание за то, что бросил вызов королю, стенду 30 м. высотой, навсегда пристально глядя вслепую прочь в vally.
Другой ориентир - проход Olavsklemma водопад Сджерхогфоссена, где есть метки от короля, сжимавшего его лошадь в узком проходе.
Olavsklemma был частично разрушен немецкими укреплениями здесь во время Второй мировой войны. Король Сверр Сигердсон roade через долину с его „birkebeinere“ в 1177 - решительно смешанное благословение для людей от Lærdal. Но одна из старых дорог - Sverrestigen - была построена по его заказу. Он ведет от Церкви Borgund до Husum.
Старые дороги вполне доступны до сих пор. Они - идеальные места для ходьбы и бега трусцой… Среди сохраненного следующее: Sverrestien, Galdane в узкой долине между Водопадом Сджерхогфоссена и Selto. Королевская дорога по Filefjell с „семью disapointments“ от Мэристовы (модернизированный в 1793) and Vindhella и Селтуносен с 1843.»
Это был древний перевал через горы. Очень крутые подъемы и спуски. Таблички показывали уклон 1:4 и 1:5. Места очень красивые, словами не передать. После самой верхней точки открываются неописуемые красоты. Вот смотрите сами.
Мы прошли по Vindhella от ставкирки до автодороги и там уже обнаружили вот такой стенд.
Немножко передохнув и полюбовавись на водопад, обратно к машине мы решили пойти по Sverrestigen, не хотелось пропускать ниодной красоты). Эта древняя дорога окончательно выжала из нас все силы. Она представляет собой узкую тропинку через гору. И уклон там намного круче и красоты намного меньше) Но на перевале нас ждал сюрприз и мы не пожалели что там прошли.
Димка спит в рюкзаке, за спикой у папы.
По дороге нам встретилось много калиток. Калитки с каменными доводчиками. Камень привязан на веревке и выполняет роль доводчика. Человек спокойно может пройти, а если даже забудет прикрыть за собой калитку, то камень сделает свое дело) Заборы отделяют пасущихся овец друг от друга и не дают им далеко убежать.
Тут можно почитать про маленьких барашков и их мамаш.
овца 66)
На вершине этого перевала мы обнаружили красный ящик. Внутри в мешочке лежал блокнотик и карандаш, а на дереве висел градусник. В блокноте были записи кто здесь когда был и отмечались температурные условия. Некоторые рисовали рисуночки. Мы тоже оставили памятную надпись. На градуснике было +11! Середина лета в Норвегии) Записи начинались с прошлого лета. Ни одних русских за это время не было.
треугольнички - это наклейки, даются вместе с билетами в Ставкирку, а кругленьки это из Музея Лосося, как мы в последствии узнали
Наконец мы вернулись обратно к Ставкирке из Бургунда и нашей машине.
В начале пути оказывается стояли указатели дорог. Но тогда мы и предположить не могли что бы нас ждало за каждым из них.
вот такой вот заброшенный маленький сарайчик
Далее, следуя указателям, мы поехали к Historik Veg. Историческая туристческая дорога. Рядом проходит обычная современная дорога, но сюда стоит свернуть. Горная речка с водопадами, по берегу которого вьется это дорога стоит того. Указатели предупреждают высокие машины держаться середины, а то можно зацепить скалу, которая прям таки нависает над дорогой.
На другой стороне реки походит пеший путь, но он настолько экстремален, что без специального провожатого и с ребенком мы бы не рискнули по нему пройти. На верхней фотографии он подчеркнуть красной линией. Прямо по скалам у самой реки сделаны поручни, но выглядит это все не надежно.
Живут же люди!
Вечером Леша пытается поймать лосося, ну или хотя бы кого-нибудь в реке, рядом с кемпингом. Но опять ничего.