письмо другу по поводу фильма "Дылда"

Aug 20, 2019 23:06





Маша из "Дылды"

здравствуйте, мой дорогой друг Уильям! Рад приветствовать Вас в эту пору, когда ненастные бури ревут по нашему бантустану, а рьяные огни вымещают жилые ростки с карты Сибири. Надеюсь, в ваших краях подобное не наблюдается. Хотя конечно старушка Миссисипи тоже бывает не промах, чем не раз вызывали шум и ярость у своих колонизаторов. Можем ли мы помочь в данной ситуации страдающим людям? Да, уверен, что писательская задача, Уильям, и состоит в возможности дать сигарету человеку, взобравшемуся на спасительную сопку. Впрочем, Вы и без меня это куда лучше знаете.

ах, какие же банальности пишу. Прошу заранее Вас, автора «Сарториса», простить меня, ведь про невзгоды и социальную неравность Вы куда лучше осведомлены. Но несмотря на это благодарю Вас в ответ на Ваше признание из прошлого письма, в котором Вы, в свою очередь, указали, что предложенные мною правки в «Авессалом, Авессалом» были включены в окончательную версию романа. В ответ я воспользуюсь случаем и поделюсь своими мыслями относительно недавно просмотренного мною фильма «Дылда». Вы писатель конечно великий, так что в ближайшие пару десятков минут, думаю, эта информация Вам пригодится.





Неизвестный автор, 1881, СПб. Из собрания Д.А. Ровинского

изначально мои мысли обволакивал широко используемый ныне подход, при котором ангажированные деятели, представляющие наследственную аристократию нашего «Юга», и те, кто мечтает ворваться в оные ряды, всячески пропагандировали сей кинофильм, аки достижение российское, к тому же приправленное одобрением международной публики. Ах, друг мой Уильям, знали бы Вы, насколько наши новиопы любят, уничижая, обожать Запад. Каждый раз мысленно я возвращаюсь к высказываниям про джинсы интеллигенции (ну да, Уильям, Вы безусловно вспоминаете цитаты из «Зияющих высот»), поэтому повторяться не стану. Лишь отмечу странную любовь к одобрению «оттуда». Так вот молодой человек по имени Кантемир Балагов снял фильм «Дылда», чем, видимо, вызвал отклики на Каннском фестивале. Слов нет, результат достигнут, но стоит ли поднятая шумиха потраченного времени?



Емельян Михайлович Корнеев "Русская баня"

пытаясь найти ответ, стал погружаться в перипетии на экране. Но сделать это было не так просто, ввиду того, что манера съёмки, якобы реалистичная по мнению создателей, суть нарочито лубочная. Мы уже обсуждали ранее с Вами посмертную ленту Алексея Германа. Манера выполнения этого художественного полотна вызвала немало откликов, включая неприятственные: обилие мимоходных планов, создающих эффект погружения в атмосферу, когда зритель буквально вдавливается в происходящее на экране. Многозвучие, вырывающее со стороны фоновое зашумление; сотканность из нескольких звуковых линий одной чётко выстраиваемой линии. Но в исполнении Балагова приёмы, нацеленные на изображение арканарского общества глухого Средневековья, смотрелись подражательством. Молодой автор брал технический приём, на развитие которого Герман потратил несколько последних десятилетий своих жизни, и использовал его в целях, понять которые весьма непросто.



баня из фильма

насколько понимаю, Уильям, режиссёр ставил себе задачу довести до зрителя жизнь в постблокадном Ленинграде. Но вышел лубок. Ведь приём, будучи техническим средством, существует для легитимизации происходящего на экране. Порой приём может вызывать восхищение самим собой. Но ежели приём используется для донесения до зрителя своего посыла, то он начисто лишается объективизации. То есть становится средством. И вот это средство Балагов использует для кристаллизации своих мыслей, что опять же отражается лубком.итак, Уильям, не буду водить Вас вокруг, да около, и поведаю, о чём всё же картина. Красивая, высокая девушка по имени Лея (из субтитров оказалось, что её зовут Ия) работает санитаркой в госпитале (изначально я хотел написать уточнение, что госпиталь военный, но право же, а разве есть иные госпитали). Именно за её рост Ию и называют Дылдой. Мы узнаем, что у неё есть сынок, маленький такой, добродушный. Мама берёт его на работу, где он играет с изувеченными войной солдатами. Внезапно у Ии случаются приступы обездвиженности. То ли это последствие войны, то ли они от рождения такая - непонятно. И вот во время игры с сыном женщина застывает, чем умудряется придушить ребёнка. Как известно, приступ является симптомом, а вот что стало причиной, мы так до конца и не узнаем. Собственно говоря, о том, что ребёнок погиб зритель должен догадываться сам, ибо в фильме ничего толком разобрать нельзя. Во-1, всё снято с отвратительным светом, поэтому происходящее попросту разглядеть непросто. Во-2, убийство, пускай и непреднамеренное, никак не сказывается на поведении Дылды.



кадр из фильма

Лея не плачет, не горюет. Но вскоре к ней приезжает её боевая подруга Маша, наконец демобилизовавшаяся с фронта. И с ходу подруга говорит, ты хоть моего сына и убила, но я на тебя зла не держу, пошли искать ёбырей, ибо ребёночка своего хочу, аж скулы сводит. Вот Вам уже непонятно, что же это Машенька так себя ведёт, будто не её ребёнок погиб. Меж тем до конца и непонятно, чей был сын. Идея стать матерью застилает глаза вернувшейся с войны женщины. Пускай Дылда рожает, решает она. Далее на экране разворачивается ералаш с всесильным страхом МГБ. Маша с лёгкостью ломает судьбу начальника госпиталя, сугубо по той причине, что ей так хочется, что ей ребёнок нужен. Порой сам собой напрашивается вопрос, а уж не титан ли эта героиня, держащая на себе небесный свод? Зритель до конца не понимает, то ли она ППЖ, то ли отважная зенитчица, то ли мразота распоследняя, раз такие хитроумные комбинации задумывает, которые всю Систему готовы поколебать.



Плотников Владимир Александрович. "В бане", 1897

всю аляповатость происходящего можно показать на примере съёмки в бане, куда идут помыться Лея и Маша. Уильям, помните, как, когда Вы приезжали 9-летним пацаном в гости к нашему батюшке в село Прямухино. Как maman наливала нам кисель, настоенный на прошлогодней клюкве. Отведав оный, мы вольготно вдоволь наигравшись с папенькой в бадминтон, бегали в тайне он него и Вашего гувернёра господина Клермон на реку купаться. В воскресный же день мы сбегали наблюдать в женскую баню. Да, друг мой Уильям, зрелище было ещё то. Да Вы и сами помните о неизгладимом эффекте посещения совецкой женской бани. Уж сколько лет прошло, а те воспоминания не вытравить даже химическими реагентами из главы, уже совсем не буйной, да.



где же у Балагова почтенные матроны, обливающие друг друга? Где рахитичные девочки-подростки? Вы же помните это зрелище, зрелище не для слабонервных. В кадре этого нет. Лишь одни молодые сиськастые барышни, которые будто взяты со страниц паблика арт-ню. Нет, не бывает такого в русской бане. И уж тем более не было в Ленинграде после войны!



кадр из другого фильма

мне это напомнило, как неопытные фотографы, не обладая должными навыками и талантами подражают мастерству авторов мокро-коллодионного процесса, используя плагины для Photoshop, наподобие Analog Efex Pro 2.

так видится, режиссёр планировал показать страдания ленинградцев, переживших страшную трагедию минувшего века, пропустив их сквозь судьбы двух молодых, но столько переживших женщин. Демонстрация метронома не удалась. Увы ...

об искусстве, herz tick-tock, russian death, б.люмьер, requiem

Previous post Next post
Up