от средневековых погостов до цифрового бессмертия

Dec 29, 2017 10:35


есть такой журнал научно-познавательный "Археология русской смерти", который стараюсь читать по возможности и даже бывать на устраиваемых редакцией лекциях [про зомби]. Тема "археологическая", само собой, интересна, благо (или не благо) коснётся каждого хоть раз в его жизни. В общем, главный редактор журнала Сергей Мохов написал rybue "Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия", что стало, своего рода, логичным продолжением его исследований природы death studios и у нас, и там.



"La Morgue" автор Jean Henry Marlet

на мой скромный взгляд, книга про похоронную инфраструктуру оказалась не только крайне актуальной, но и в целом полезной. И причин тому несколько. Главная из них имхо в том, что читать труд интересно. Вот в школе нас мучали принудительным чтением всяких "Войн и мiров", но в результате процент реально хоть на четвёртую часть ознакомившихся с одним томом был ничтожно мал. Тут же ситуация обратная. Тема важная, и служит не простым проставлением галочки в списке прочитанной лит-ры по версии многочисленных хипстерских соревнований, а действительно позволяет и далее изучать предмет, но уже самостоятельно.



поскольку речь идёт именно о развитии инфраструктурных процессов в похоронном деле, то и их описание, начиная с позднего Средневековья, не равно доскональному изучению воззрений людей той эпохи. Безусловно, методология, которой руководствуется автор, охватывает мировоззрение тогдашнего жителя Франции, Англии или Священной Римской империи германской нации, но она же (методология) не позволяет делать акцент именно на религии. Так в "Рождении и смерти похоронной индустрии" мы видим смену вектора, определяющего и отношение к смерти, и манипуляции с телом усопшего. Дабы не разводить понапраслину, остановлюсь на нескольких моментах.



"Le cimetiere des Saints-Innocents" автор https://juanmawl.deviantart.com/

католическое отношение к телу, как в обители духа, находящегося в Чистилище, переносилось и на отношение к похоронам. Церковь была законодателем и хоронила прихожан "абы как". Приводимый Моховым пример громадного кладбища близ монастыря Невинноубиенных младенцев в Париже наиболее ярок. Городская жизнь в буквальном смысле бурлила на костях, а проститутки и торговые ряды могли располагаться над свежими захоронениями без зазрения совести.



Картина Луи Эдуарда Фурнье «Похороны Шелли»

распространение протестантизма способствовало распространению практики преданию тела огню с мировоззренческих позиций, а царящая антисанитария и развитие капиталистических отношений с позиций бытовых. Вспыхнувшая во второй половине XIX века гражданская война в САСШ крайне нехило повлияла на развитие бальзамирования, а современные культурно-нравственные изменения парадигмы восприятия человеческого существования способствуют трансформации представлений о "долголетии".



Константин Аполлонович Савицкий. Панихида в 9-й день на кладбище

неизбежный европоцентризм лежит в фундаменте постсмертных практик. Ввиду этого взгляд при разговоре об инфраструктурных связях касается отечественной действительности, но практически не заныривает в глубине веков. Как хоронили на условной Руси непонятно. Этот аспект кмк Сергей Мохов намеренно не включил в книгу по причине того, что с точки зрения процедуры со всеми имеющимися коммуникациями похороны в наших условиях (особенно у московитов) представляют собой этакую терра инкогнита. Поправьте меня, ежели неправ. Это особенно отчётливо проступает при описании имеющихся поныне тенденций в Россиюшке в мире похорон. Правильно сказано, сами похороны - это уже испытание, прохождение которого и является неизбежным и, казалось бы, принимаемым атрибутом. Не стану тут подробнее всё описывать, тема многим знакомая.



кладбище в Камень-на-Оби, фото взято с https://vk.com/russian_cemetery

словом, книга написана хорошо. Как говорил Лев Гумилёв, текст должен быть забеатым, чтобы не забеаться при чтении и не уснуть. Что важно, читателю представляется ретроспектива имеющихся в настоящий момент тенденций в похоронном деле. Значит, есть движение вперёд.

всем рекомендую, всех касается.

Previous post Next post
Up