Гарин, Гиперболоиды и переключатель
здравствуйте, братья во плоти. Говорят, сейчас надвигается Яблочный Спас. По этому поводу поговорим с вами о случившейся недалече годовщине гибели В. Цоя, про которую довольно широко трубили в этих ваших интернетах. Главным фактором тут является само освещение этого события, произошедшего 27 лет назад. Сложно однозначно судить, но подобная реакция в СМИ встречается лишь при вспоминании о смерти, например, Сталина. Сравнивать такие фигуры, само собой, занятие некорректное. Тем не менее налицо факт ценности кореерусского певца русского рока, живущий в народе. Пытаться разобраться в причинах оного мы не будем, поскольку наверняка всяких думных дяденек это сделало раньше. Нам же интересно, как так получается, что людская масса настолько обожает лепить себе кумиров.
Скажу сразу, воспоминания о группе "Кино" ещё с детства хорошо засели в голове, даже без прослушивания оной. Когда Виктор Цой преставился, помню, на всех автобусных остановках сразу же стали появляться признаки спонтанной мемориализации, убеждающиеся, что оный персонаж безусловно жив. Казалось, что 1990 год находится далеко-далече, ан-нет. Ровно через 10 лет начался проект "Кинопробы", окончательно придавший памятнику ленинградского певца забронзовелый оттенок. На мой взгляд, это вообще очень показательный был трибьют-альбом. Цоевские песни зазвучали ровно так, как их ожидала услышать публика. И даже более, как эта публика сама бы их и спела, если б умела играть. Лагутенко исполнил, доставши из закромов миленькую песенку про то, как "малыш, ты танцуешь, ты меня волнуешь", с привычным ему фрейдистским уклоном. Мои знакомые киноманы даже поначалу поверить не могли, что Цой мог такое написать, а вся проблема в Лагутеныче, который свои изрыги подменил в угоду собственного эго. История показательная, ведь в массе своей творчество "Кино" опоясывалось героической патетикой или раздолбайской эстетикой, но никак не соплежуйством.
Словом, для Виктора Робертовича ничто человеческое не было чуждо. Даже более, он был чресчур ecce homo. Всё творчество киношников логично и даже маркетингово-верно укладывается на рельсы времени. Так уж получилось, что с самого своего зарождения коллектив "Гарин и Гиперболоиды", предшественник "Кино" находился под плотной опёкой старших товарищей. Если верить истории, поведанной Алексеей Рыбиным, то даже изобретение названия коллектива являлось заслугой БГ. Всё чин по чину. И лирика цоевская также стремительно менялась с каждым разом, становясь всё более пост-панковой, обречённой и напыщенной. Кстати, уже немало копий было сломано о заимствованиях из тех же the Cure или Siouxsie and the Banshees. На наш взгляд, их действительно масса. Нет, конечно же "Дурное влияние", "Тупые" или "Новые европейцы" походили на 88% на забугорную сцену. Но малопросвящённый слушатель таких подробностей мог и не знать. Другое дело, и тут огромная заслуга сочетания Гурьянова и Тихомирова, сумевших привнести нечто "своё" в звучание группы. Одним словом, произошла классная русификация звукоизвлечения, такое милое всем поклонникам. Как и многое из русского рока "с нуля" выдумано было мало.
прорывным стало участие в кинофильме "АССА". Упоминавшаяся выше героическая патетика вылезла из всех щелей во всей своей красе. Романтичный герой, живущий на белом свете, скандирует что-то про перемены, которые наши сердца требуют. И это действует. Не будь соловьёвского кина, уверен, не было бы и "Кино" таким, каким оно известно. Совершился рывок, вознесение на небеса. Рок стал той же эстрадой, только эксплуатирующей во многом иные темы. И понеслось. А дальше пошла Red Wave, в контексте которой русский рок (по большей части ленинградского розлива) прикрепил себе этикетку экспортного товара. Товар появился на широких прилавках, где в конце 80-х годов 20 века наблюдаться периодами напряжёнка. Таким образом, красная волна и кино заставили представить отечественную группу, как нечто западное, стало быть, заветное. На этот момент из динамиков по всей стране звучали универсалистские песни на цоевские стихи. Затем Цой вполне закономерно поехал на запад (но запад СССР), а Запад его и поубил. Всё логично.
видится, что погибнуть вовремя это тоже умение. 1990 год - оптимальный в этом плане вариант. Не надо выходить на реальные баррикады, не надо агитировать за расстрел ВС РФ, не надо участвовать в "Голосуй или проиграешь". Словом, такой пророк, который оставил потомкам посыл, а затем пропал из этого мира. Киношные песни донельзя двояки, хотя сама лирика проста, как пять копеек. Если быть объективным, то мировой рок из такой простоты и состоял (и состоит (хотя сейчас вообще ещё всё проще)). Ну и ЛСД вдобавок. А двоякость ни разу не была не политкорректной, ни неполиткорректной. Конечно столпы русского рока могут говорить что-угодно на сей счёт, но в контексте Цоя это плохо прокатывает.
в общем, вовремя мёртвый герой крайне выигрышен. Он никого более не обидит, своего веского слова не выскажет. Да и не обгадится неблагонадёным заявлением в эфире. Он всем удобен. Всё же некоторый отголосок протестности в его наследстве заждется, отчего можно смело его и перепевать, и панегирики расписывать. Помню, в телевизоре наблюдал, как некий унылейший певец в жанре русский пост-шансон по фамилии Майданов испёрдывал "Группу крови" в одном из многочисленным шоу на одном из каналов государственной пропаганды. Союз приказал долго жить, но всегда можно утверждать, что ты супротив его. Союз корчился в муках, сдохнув и став "великой геополитической трагедией", но всегда можно поддерживать героическое имперское прошлое. Вот так всё просто. И в этом контексте Цой удобен. Ведь лучше спеть "Завтра действовать будем мы", предварительно прокутив её в ipod, а затем сходить и отложить личинку на единоросов, действительно подействовав в демократическом русле на свою судьбу. Аминь, братья во плоти.