Оригинал взят у
ostgot08 в
Джакарта, или Долой социализмОригинал взят у
h0la_kitty в
Джакарта, или Долой социализмНемногие знают, что в Чили существует старое и мощное правофеминистское движение, которое активно участвовало в свержении Альенде. Его деятельность выходила далеко за пределы "касероласос" - шествий с пустыми кастрюлями. Я бы даже сказала, что демонстрации и шествия были не самым важным занятием правофеминистских организаций в Чили того периода. Социалистам выгодно это скрывать, потому что "нельзя показывать симпатии женщин к хунте", левофеминисткам - потому что "тем более нельзя показывать симпатии женщин к хунте", а если факты говорят об обратном - то тем хуже для фактов. Но, несмотря на огромное количество лжи, которую выливают на 1973 год и вообще выдающихся правых политиков прошлого (Рейган, Тэтчер, Пиночет, Фухимори, Бансер) идейные леваки и просто антиамерикански или просоветски ориентированные "журналисты", правда все равно восторжествует. Поэтому все рассказы об ужасном Пиночете, запретившем женщинам читать, участвовать в политике и носить штаны и майки без рукавов, со временем забудутся. Останутся зафиксированные реальные факты.
Большую статью об участии чилийских женщин в перевороте я скоро закончу и выложу на своем сайте; пока же хочу рассказать об очень любопытном эпизоде. Весной 1973 года чилийские генералы и полковники, а также курсанты военных академий обнаружили у дверей своих домов и учреждений рассыпанные зерна кукурузы и записки. Это сделали чилийки, изображавшие военных курами, которые не в состоянии свергнуть Альенде, последовательно сдававшего Чили СССР. Генерал ВВС Густаво Ли, будущий член Правительственной хунты, был в ярости: "Они сказали, что мы курицы. Они рассыпали кукурузу у наших дверей. Они говорили, что мы трусы. Любой в моем положении был обязан действовать. Другого пути не было". Ему вторил генерал армии Медина Лоес: "Для мужчины-военного нет ничего более оскорбительного, чем быть названным трусом!".
Но самое интересное - это записки. Чаще всего там было написано одно слово. "Джакарта". Вскоре это довольно грозное (учитывая контекст) слово появилось на стенах зданий в Сантьяго.
Джакарта - столица Индонезии, где во второй половине 60-х
произошел военный переворот - правые генералы во главе с Сухарто свергли просоветское национал-коммунистическое правительство Сукарно. Но в течение года в стране было фактически безвластие - коммунистов уже отстранили от власти, а генералы еще не возглавили страну. За этот год в Индонезии были убиты сотни тысяч коммунистов (американские источники указывают цифру между 300 и 400 тысячами человек). Именно на это намекали чилийки, рассылавшие письма со словом "Джакарта". Смыслы, вложенные в лаконичную записку, умножаются, если учесть тот факт, что Сухарто является создателем индонезийского правого феминизма и одним из создателей концепции "независимой индонезийской бизнес-леди". Несмотря на то, что национал-коммунист Сукарно создал в стране большое количество женских организаций, вся их деятельность свелась к похвалам в адрес СССР и "освобождению женщин" в духе худших клонов Союза с поправкой на страшную бедность и третий мир. Сухарто же, несмотря на то, что значительную часть его электората составляли мусульмане, произвел эмансипацию справа и поспособствовал созданию прекрасного национального кинематографа, вполне раскрепощенного, не хуже турецкого (но с уклоном в мистический хоррор и драму).
Мне, как человеку, очень заинтересованному в воссоздании "единой интегральной истории" правых движений, это кажется очень интересным. Особенно учитывая, что сегодняшние латиноамериканцы не то что не знают в массе слово "Джакарта", но даже и не смогут указать, где находится Индонезия. В 70-е, однако, сопротивление коммунизму вынуждало людей просвещаться и изучать чужой опыт. В результате индонезийский путч был прославлен в Чили, а опыт индонезийских парамилитарес был позаимствован колумбийцами, сальвадорцами и особенно гватемальцами; особенно показателен в этом отношении пример Сарво Эди с его "антикоммунистической машиной", в основе которой был индонезийский военный спецназ, фанатично преданный командиру. Позволю себе процитировать собственную статью:
...В некоторых областях армия вела себя растерянно и старалась вяло поддерживать порядок; в некоторых - активно участвовала в убийстве коммунистов. В этой связи я хотела бы вспомнить фигуру Сарво Эди - радикального индонезийского антикоммуниста, видного военного деятеля, который особо прославился в ходе чисток.Помимо ненависти к коммунистам, у него была личная причина - Сарво Эди мстил за Ахмада Яни, командующего сухопутными войсками, убитого мятежниками из Движения 30 сентября. Яни был его другом и соратником. Будучи начальником штаба элитного подразделения Resimen Para Komando Angkatan Darat - парашютно-десантного спецназа индонезийской армии, Сарво Эди и его бойцы убили десятки тысяч человек на Яве, Бали и Суматре. Он организовывал парамилитари-движение в деревнях - позже эту практику широко "раскрутят" латиноамериканские ультраправые в Колумбии, Гватемале, Сальвадоре и Бразилии. Глава индонезийского спецназа был выдающимся специалистом в области нетрадиционных военных методов и контртеррористической работы, и сеть антикоммунистических боевиков, созданная им, работала как отлаженная машина.
Сарво Эди выделялся даже среди крайне правых индонезийских военных - он выступал за ликвидацию Сукарно, ужесточение террора и репрессий и полное искоренение коммунизма в стране. Во времена Сухарто, когда правые однозначно воспринимались как спасители страны, Сарво Эди осуждали за излишнюю жестокость и экстремальность.
На Сарво Эди и его политические идеи весьма сильно ориентировались гватемальские парамилитарес времен Гражданской войны.
Некоторые мои статьи по Чили, Индонезии и related латиноамериканистике
Боливийский Realpolitik Уго Бансера Партийное строительство в Чили времен "весны Харпы" Чилийская Правая: истоки и особенности Чили и правозащита "Камба-национализм": национал-автономистский эксперимент в Боливии О чилийском кино замолвлю я слово Китайские школы в Индонезии Сепаратизм в Индонезии Гватемала: болезненный опыт левацкого правления