Теневую

Apr 24, 2020 13:53

фишку теперь постоянно думаю. В смысле соционики. А может там и анимус-анима, но тут сложнее потому, что конечно подцепляется гендерная тема и дискурс уже другой.
Так вот, у архетиповцев мне понравились тезисы про запрос. Что запрос к Другому и к миру вообще может быть больше связан с психософией, нежели с соционикой. И нравится мысль, что метаболизм может во внешнем проявляться достаточно специфически. Насколько понимаю, Гуленко примерно к тому же пришел.
Вообще, конечно, история про аниму-анимуса очень интересная в том смысле, что в той же соционике некоторые авторы делят типы на мужчин и женщин. В то же время, вроде как инфометаболизм от пола не должен зависеть. Если сюда примешать ещё и различия в культурах, получится вообще неразбериха. Но если брать саму методологию типирования и тестирования, то, как мне кажется, тут действительно что-то есть существенное.
А ещё мне думается, что, конечно, очень важно обращать внимание сразу на то, какую роль себе отводит теория. Подумалось про транзактный анализ, что он всё-таки очень инструментален в части проблематики ответственности. То есть если у тебя какие-то проблемы с принятием ответственности за что-то, очень полезно покопать в транзактный анализ. Ответственность - это всегда социальная штука, всегда коммуникативная история, поэтому тут сразу многое чётко фиксируется. С одной стороны, если хочешь, можешь пытаться через ТА что-то другое описать, но в целом ТА не претендует на объяснение всего, на полноценную характерологию или базис для анализа всей психической жизни.
Другое дело разные типологии и характерологии. В психологии они часто всё-таки инструментализируются за счёт тестов, которые плюс-минус ограничивают свои области диагностики. Однако та же пятифакторная модель вроде как хочет описать личность достаточно точно.
Та же соционика охватывает как будто любой поступок, интерпретирует любое слово. Выносит за скобки разве что пол, цвет волос и прочую физиологию - хотя и тут есть соционическая физиогномика...
В общем, я опять со своим вопросом «зачем?». Дальше я домысливаю, конечно, но если мы говорим про юнгианские персона-тень-анимические архетипы-самость, то речь идёт, как мне кажется, про шизоидность в прямом смысле - расщепления сознания и личности на части. То есть проработка архетипов содействует целостности личности. И тут же тема про доверие к миру: если я внутри целен и устойчив, то и мир вокруг меня целен и устойчив. Значит, ему можно доверять, с ним можно взаимодействовать. И вроде как самые жесткие дезорганизующие темы снимаются.
И соционика через 16 видов отношений может как раз показать разные темы с тенями, масками и т.д. Не понимаю пока, что какую часть психики дуальность, но в целом она же по определению отвечает за контакт бессознательных и сознательных частей партнёров.
Опять же, что такое самодуализация? Это что-то про работу с, как минимум, тенью и анимой-анимусом. Но соционика не даёт ключики, держит тебя в вяло текущем неврозе твоего типа или, как минимум, твоих отношений с окружением.
Можно ещё, например, (и вроде была даже такая идея) попробовать покрутить 12 архетипов на 16 социотипов. Не понимаю пока, будет ли социотип действительно чем-то о Самости или всё-таки где-то в Тени и Маске.

характерология, транзактныйАнализ, юнгианское, архетипы, зачем?, соционика, психейога, психология, философияНауки, гипотезы, гендерное

Previous post Next post
Up