Блумовскую

Aug 07, 2019 21:59

систему целеполагания можно же применить и к системе психологической самоподдержки. Это у меня в голове продолжаются реакции на тексты по гештальту, в частности парадоксальную теорию изменений.
Что я имею в виду? На базовом уровне по Блуму цель - научиться просто воспроизводить понятия. То есть человек на самом примитивном, нулевом уровне самоподдержки в рамках любой концепции, любого инструмента должен знать смысл базовых терминов, понятий. Далее в разных применениях Блума предлагают либо более глубоко понимать эти термины, либо сразу переходить к применению теории в каких-то элементарных, типовых занятиях. Для самопомощи это означает возможность конкретную теорию и какие-то её базовые концепции применить к себе, что-то идентифицировать в себе, отследить. Это ещё не уровень решения каких-то существенных проблем, это скорее для перехода от теории к практике, формирования первого положительного опыта применения инструмента.
Дальше идёт уровень, который называют анализом. В применении к самопомощи это когда ты попробовал разные инструменты и можешь работать с полученным материалом, исследовать его. Ты уже не просто умеешь применять терминологию, но и пытаешься её состыковать, чтобы картинка получилась полной. Определяешь, где она таковой получается, а где нет, формулируешь вопросы, гипотезы. Это уже плюс-минус хороший уровень самопомощи, хотя до ощущения стабильности ещё не дошло.
Осталось в таксономии Блума ещё два уровня, которые исследователи ещё и предлагают менять. Наверно, я соглашусь с ними, что вслед за анализом должна идти оценка. Этакая рефлексия самопомощи и своих исследований метода. Здесь уже выходишь за пределы теории, возможно даже, пытаешься перевести её на более простой язык, чтобы состыковать с какими-то другими областями своей жизни. На этом уровне, наверно, спокойно можно останавливаться.
Следующий уровень называют синтезом. Он скорее всего соответствуют тому уровню самопомощи, когда ты можешь наращивать на известный метод дополнительные опции, создавая новые модификации.
Вопрос, оставшийся за кадром: на каком уровне самопомощи ты способен оказывать поддержку другим? И правомерен ли вообще такой вопрос?
P.S. Вот так вот вштыривают дыхательные упражнения.

ценности, эдукология, психология, компетенции, гипотезы

Previous post Next post
Up