1. Расскажу-ка вам про Стрелку (это место, где Ока впадает в Волгу). Вернее, даже не про Стрелку, а про интересную находку, которую сделали во время ее реконструкции.
2.
Одно время мы приезжали в Нижний довольно часто в театр, гуляли по Большой Покровской и набережным, а на Стрелку меня не тянуло. Мне нравился другой, театральный высокий берег реки, открывающиеся оттуда виды и просторы на многие километры за Волгой. На Стрелку смотрела сверху. И она, честно говоря, казалась мне малопривлекательным местом. Покажу несколько фотографий Стрелки, сделанных в разные годы.
3. Фото ниже снято в 2008 году. Специально сделала сильный кроп (с потерей качества), чтобы показать ближе вид Стрелки. Порт, подъемные краны, какие-то складские помещения (пакгаузы). Кстати, портовй краны в портовом городе для меня не являются недостатком, но сейчас не про них. Мы будем расследовать судьбу зданий внутри белой кривой.
4. Ниже то же самое место в ноябре 2019 года (мы тогда приезжали на один день тоже в театр). Кранов, к сожалению, уже нет; складов, частично загораживающих собор Александра Невского, тоже нет; а вместо наших невзрачных пакгаузов какие-то конструкции. Ну, и появился стадион, построенный к Чемпионату мира по футболу.
5. Май 2022 г. Снова смотрим на Стрелку. И заодно отмечаем, что все здания на нашем берегу раскрасили слишком ярко, на мой вкус, но сейчас не про это.
6. Еще один кадр мая 2022 года с набережной Федровского. Здесь мы уже отчетливо видим ажурные конструкции. «Что это?» - спросила я у дочки, своего частого компаньона по театральному туризму. Она про них читала и меня вкратце просветила. Решили обязательно посмотреть поближе.
Но прежде чем перейти мост, посмотрим на Стрелку немного с другой точки. Для этого перейдем через овраг (Нижний - это вообще овраги и лестницы).
7, 8. Благовещенский монастырь и собор Александра Невского.
9. Тут купола и крыши Благовещенского монастыря, собор на Стрелке и наши ажурные конструкции.
10. Надо перейти Канавинский мост. Знаменитый крокодил на лестнице на мост. Мы с ним знакомы более 15 лет.
11, 12. Собор Александра Невского тоже разукрасили. Мне и раньше его желтый цвет не нравился, а теперь так и вовсе сделали почти оранжевым. Делаем пару кадров на фоне шикарных туч, которые потом вылились на нас.
13. Вокруг этих конструкций кипит работа, рассмотреть внимательно не удалось, их откроют через несколько дней после нашей поездки. Ну, что ж, повод приехать еще раз. (И, наконец, дойти до Спасского Староярмарочного собора Монферрана.)
14. Две копии башен Шухова вызвали у меня подозрение, что наши исследуемые ажурные конструкции тоже как-то связаны с ним. Я ошибалась. Они связаны не с Шуховым, а с выставкой, где Шухов впервые представил миру свои сетчатые конструкции.
Наверное трудно что-то понять из этого бессвязного рассказа. Я просто пыталась показать вам ход моих наблюдений. А теперь читаем всё, что найдем про эти конструкции.
С чего всё началось. Планировалась реконструкция Стрелки с переносом порта. Во время экскурсии по заброшенной территории порта архитектурный критик, эксперт по наследию Шухова Марина Игнатушко увидела ажурные конструкции старых пакгаузов, один из которых был предназначен к сносу. Она смогла организовать осмотр пакгаузов группой архитекторов, которые выразили восторг при виде уникальных конструкций и были едины в своей оценке: «это стальное кружево!». Удалось доказать, что конструкции представляют собой фрагменты центральных павильонов Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.
Лирическое отступление про Всероссийскую выставку 1896 г.
Это была грандиозная выставка. Первый электрический трамвай, первый русский автомобиль, полеты воздухоплавателей, синематограф братьев Люмьер. Врубель там выставил «Принцессу Грезу», там ставили оперу Глинки, пел Шаляпин, Попов демонстрировал первый радиоприемник, а Шухов - первые в мире сетчатые конструкции.
Вы представляете, что это было?
Для выставки выстроили 172 здания и павильона, которые спроектировали лучшие инженеры и архитекторы России. К примеру, Императорский павильон в русском стиле с резными украшениями, Среднеазиатский отдел в мавританском стиле, Машинный отдел из стекла и бетона в конструктивистском стиле и Художественный отдел, сочетавший ренессанс, классицизм и конструктивизм, спроектировал Александр Померанцев. Владимир Шухов сконструировал 8 павильонов, включая уникальную «ротонду Шухова» - круглый павильон. Участвовали в изготовлении павильнов Кекушев и Шехтель, и другие выдающихся зодчие.
Главный выставочный павильон перевезли в Нижний Новгород из Москвы, он был построен для предыдущей Всероссийской выставки в 1882 году. Одним из авторов проекта Главного выставочного павильона был архитектор Александр Резанов (ученик Константина Тона, участвовал в строительстве Храма Христа Спасителя). Так вот, два элемента этого павильона стояли в качестве каркасов тех самых портовых пакгаузов на Нижегородской стрелке.
Итак, мы вернулись к нашим пакгаузам. Стояли они 120 лет, спрятанные под кирпичом и шифером, и никто не знал, что внутри этих ничем не привлекательных коробок скрывается уникальный памятник инженерной мысли и культуры России конца XIX века. Их могли снести, и рука бы не дрогнула. Но удалось их обнаружить и убедить власти города сохранить и открыть это уникальное стальное кружево.
15, 16. Фото из Интернета. Так выглядели пакгаузы внутри. А ниже для сравнения, как это выглядело на Выставке.
Такая чудесная история. Пакгаузы демонтировали, кружево сохранили и сделали из него на Стрелке арт-объект.
В заключение покажу ещё несколько старых фотографий с выставки.
17. Общий вид для любителей поразглядывать. На переднем плане слева и справа Художественный отдел и Средне-Азиатский. Справа большой машинный павильон. Слева от него башня Шухова. С правой стороны подальше ротонда Шухова. В центре по кругу располагался Главный выставочный павильон. Две его части - наши пакгаузы.
Некоторые павильоны.
18. Павильон художественного отдела (А. Н. Померанцев). В стиле ренессанс, с огромным стеклянным куполом.
19. Павильон Средней Азии (А. Н. Померанцев). Мавританский стиль, ажурные минареты, восточный купол, ротонды по бокам.
20. Павильон Машинного отдела (А. Н. Померанцев). Польностью из стекла и металла.
21. Павильон инженерно-строительного отдела (В. Шухов). Можно я подробнее про Шухова? Цитирую из интернета. Отечественная и зарубежная проза широко отмечали достижения русской инженерии, что во многом было связано с павильонами, построенные Владимиром Шуховым. Один из них был павильон инженерно-строительного отдела. Здание состояло из двух прямоугольных корпусов и круглой «ротонды» между ними диаметром 68 метров. Павильон был покрыт ажурной металлической сеткой. Два других павильона перекрывались пространственной сеткой, которая поддерживалась десятью опорами в центре здания и наружными стенами. Это была первая в мире висячая металлическая оболочка-мембрана. Все конструкции предусматривали возможность легкого и быстрого демонтажа.
22. Водонапорная башня 1896 год высотой 32 метра положила начало строительству целого ряда пространственных сооружений гиперболоидного типа.
23. Главный павильон
Все павильоны с металлическим каркасом были сборно-разборными. После закрытия выставки они были проданы и разъехались по разным уголкам России. Мне не удалось проследить судьбу павильонов. Писали, что красивейшая ротонда Шухова была перенесена в Ессентуки и погибла на рубеже 80-90-х годов.
24. Гиперболоидную башню Шухова мы увидели буквально спустя две недели, как я посмотрела эти пакгаузы. Показывала ее здесь:
Шухов и Калатрава. Башню приобрел на выставке промышленник и меценат Нечаев-Мальцов и перевез ее в свое имение Полибино. Там она до сих пор и находится.