Нюрнберг

Oct 10, 2014 18:32

Никогда ещё на прогоне не видела столько народу - зал был битком, весь зал, включая бельэтаж и балкон. Спасибо staraya_koryaga, которая, выиграв два входных, позвала меня с собой.

Спектакль по киносценарию американского драматурга Эбби Манна о судебном процессе по делу нацистских судей. В 1961 году был поставлен фильм «Нюрнбергский процесс», получил два «Оскара». Книга, написанная по сценарию, вышла в русском переводе в 1963 г. под названием «Суд над судьями».

Спектакль мощный. И как обычно после сильного и сложного спектакля, находишься в состоянии раздрая. Вечером, сразу после спектакля (а он короткий, идёт всего два часа), смогла выдавить из себя только одну фразу. Но постепенно мысли и слова стали буквально переполнять и захотелось их частично сбросить. Напишу немного, лишь общие впечатления. Буду писать осторожно, поскольку поднятая тема очень острая, современная и актуальная.

Илья Исаев так сказал в интервью накануне премьеры: «…Про ситуацию "Россия-Украина" лучше не говорить, потому что можно набить друг другу морду, можно сойти с ума. Американцы сейчас так же строят по всему миру прекрасную демократию, вбамбливая Ирак и еще десятки стран в каменный век. Война не на своей территории ведется за власть, за влияние, за деньги, за то, чтобы продавать оружие.»

Самое главное для меня в спектакле совпало с мнением Алексея Бородина: «Есть и другое, для меня самое главное: американцы, посетив лагеря смерти, быстро стали искать союзников в убийцах. Советский Союз, вычислили они, большее зло, чем нацисты, тем более что мы уже их победили. И возникает это обволакивающее - "ситуация изменилась, ребята", "мы должны теперь с этим считаться". Эта тема невероятно современна.»

Что меня поразило больше всего. Как легко переписать историю. Как легко исказить информацию, рассказав лишь часть правды, тут замалчивая, там не договаривая, здесь сдвигая акценты. И в результате легко изменить смысл на противоположный.

Советский Союз в спектакле не союзник, это враг. И американцы призывают к сотрудничеству с бывшими убийцами, чтобы объединиться вместе против этого врага. Такой вот циничный смысл всего этого процесса. Всех участников, судью, прокурора, пытаются склонить к мягкому оправдательному приговору для бывших палачей. Несколько диалогов начинается со слов: «Я, конечно, не хочу на Вас давить, но...» Прокурора, принципиального и непримиримого, удалось склонить. Ну, а что может судья, оставшийся в одиночестве? Простой (даже простецкий!) судья из американского захолустья. Который не знал ни мира, ни даже свой страны толком не видел. Который рассказывал, что когда он принимал дела в своем штате, ему дали список: «Этих - не трогать».

Процесс идёт на фоне ресторана, кабаре, между столиками снуют официанты, звенят бокалы, все развлекаются, смеются, пьют пиво, играют в карты, слушают музыку. Параллельно идут диалоги между обвиняемыми и судьёй: «Признаёте ли Вы себя виновным в предъявленных Вам обвинениях?» - «Нет, не признаю!» - дзынь! Идея с кабаре, в принципе, понятна. Жизнь продолжается, состояние мира пьянит, хочется всё забыть, радоваться жизни, а тут этот процесс, никому не нужный и бессмысленный («Вот увидите - все те, кого Вы приговорили к пожизненному заключению, года через три будут на свободе»).

Сцена с обнаженными танцующими мужиками в черных шапочках - для чего она была включена Бородиным? Для того, чтобы показать развязную обстановку, в которой проходит этот процесс, и развлечь зрителей? Поставлена, кстати, прекрасно. Или в ней есть какой-то смысл? Обычная мантия говорит об особом статусе судьи, она скрывает человеческие чувства, эмоции, личное отношение к подсудимым, показывает его беспристрастность...

Все актёры любимые и прекрасные. :) Многословные обвинитель (Степан Морозов) и адвокат (Евгений Редько), молчаливые судья (Александр Гришин) и обвиняемый (Илья Исаев). Про Исаева и не пишу даже. И к Гришину у меня особое отношение уже давно, и я ему многое прощаю. :) Он часто балансирует между иронией и шутовством, и ему далеко не всегда удается нащупать нужные интонации. У него есть несколько очень ярких ролей в лучших спектаклях РАМТа: Шогер - единственный отрицательный персонаж в «Ничьей», наивный Паша в «Гупёшке», небольшая, но яркая и выразительная роль эмигранта в «Береге утопии», теперь вот судья Хейвуд в «Нюрнберге», но самой любимой ролью Гришина для меня остаётся Князев из юго-западной «Аллегории».

Все остальные тоже замечательные. Прекрасные девушки Нелли Уварова, Даша Семенова, Елена Галибина (а какой музыкальный номер у неё - восторг!), Блохин, Цымбал... И просто потрясающий хор.

Пока всё. Хочу ещё пойти, конечно. Не все диалоги уловила, кое-что нечаянно прослушала, размышляя над увиденным...

рамт, театр

Previous post Next post
Up