«Диверсию» на нефтепроводе «Дружба» спровоцировало руководство Мин. энергетики России. Часть 2
May 08, 2019 22:07
(продолжение)
«Диверсии» на доверии
Как известно, представитель концерна «Белнефтехим» 19 апреля сообщил, что несколько дней из России по нефтепроводу «Дружба» в Белоруссию поступает нефть с высоким содержанием хлорорганических реагентов. Их концентрация в десятки раз превышала предельно допустимые значения. По словам гендиректора ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олега Борисенко, норма была превышена более чем в 20 раз, что является также и нарушением контракта о поставках нефти. Российская «Транснефть» спустя несколько часов после заявления «Белнефтехима» официально признала, что поставляла некачественную нефть, заявив, что проблему можно будет решить в течение ближайших дней. Но этого не произошло. И не могло произойти. И вот почему.
Согласно сообщению РБК, официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил журналистам, что «хлорорганика, которая привела к загрязнению российской нефти, была вброшена в трубопровод «Дружба» через частный «СамараТрансНефть-терминал», который обслуживает несколько малых нефтедобывающих компаний, причем сделано это было умышленно». [Spoiler (click to open)] Нефтепровод «Дружба» состоит из труб разного диаметра, средняя скорость нефтяного потока в нем составляет примерно от 6 до 8 км в час, то есть не превышает скорости ходьбы человека. Длина нефтепровода от Самары до Мозыря в Белоруссии, где размещен НПЗ концерна «Белнефтехим», составляет 1792 км. Получается, что единица массы нефти от Самары до Мозырского НПЗ движется примерно 10 суток. Поэтому обещание представителя «Транснефти», высказанное 20 апреля, решить проблему за несколько дней было заведомо ложным. Ведь даже если уже на следующий день после высказанного обещания нефтепровод от Самары до Мозыря заполнили бы «хорошей» нефтью, предварительно откачав «плохую» в хранилища, что из области фантазий, она поступила бы в Белоруссию не раньше 1 или 2 мая. Судя по сообщениям ОАО «Гомельтранснефть Дружба», «грязная» нефть шла сплошным потоком, и создается впечатление, что закачивали ее не в одном месте.
Добытая нефть для освобождения ее от воды, твердых частиц и попутного газа, то есть для приведения ее в товарный вид, сначала отстаивается в больших резервуарах. Затем после смешивания содержимого разных резервуаров для достижения допустимой концентрации хлорорганических соединений нефть данного промысла или группы промыслов поступает в магистральный трубопровод через соответствующие узлы учета и слива нефти. Узел учета нефти представляет собой комплекс средств измерений и специального оборудования, которые предназначены для измерения ее расхода - массы нефти, поступающей в магистраль, а также ряда ее нормированных физических и химических характеристик. Узлы учета обычно принадлежат нефтедобывающим компаниям или компаниям, которые занимаются товарной подготовкой нефти и ее передачей в «Дружбу».
Каждая партия нефти, поступающая в магистральный нефтепровод, согласно правилам стандарта обязательно оформляется актом ее сдачи-приемки, который подписывают представители нефтедобывающей компании, продавца сырья, и «Транснефти», владельца нефтепровода «Дружба» на территории России. В акте указываются переданное для транспортировки количество нефти и ее характеристики, в том числе концентрации ряда примесей, включая серу и хлорорганические соединения.
Процедуры сдачи-приемки официально оформляются в каждой точке нефтепровода, в которой производится подача нефти для транспортировки или ее отбор для переработки или последующей транспортировки, в том числе на границах государств. Таких точек много. Казалось бы, чтобы уменьшить возможности обмана, измерения характеристик нефти стороны должны проводить совместно. И за их достоверность тоже совместно должны отвечать компании, сдающие нефть для транспортировки, и Транснефть». Но этого почему-то не происходит. В межгосударственном стандарте «Нефть. Общетехнические условия» ничего не сказано, кто должен проводить измерения и отвечать за их результаты, а также кто контролирует их проведение. В «Транснефти» вопреки собственным интересам разрешили проводить измерения самим компаниям, сдающим нефть для транспортировки. Разгоревшийся скандал показал, что их результаты либо вовсе не контролируются, либо контролируются из рук вон плохо.
Некондиционная нефть дошла не только до Белоруссии, но и до Польши. Этот факт может свидетельствовать о том, что, по меньшей мере, 10 суток, ориентировочно с 15 апреля, обвиненный в «диверсии» владелец упомянутого узла учета в Самарской области и представитель «Транснефти» подписывали протоколы приемки-сдачи нефти, анализы которой на самом деле либо не проводились, либо их результаты были глубоко ошибочными. Подобное могло происходить неоднократно, учитывая происходящие время от времени отказы и аварии оборудования на различных НПЗ, а также тот факт, что за десять дней прокачки нефти никто не обратил внимания на ее некондиционность.
Замечу, что согласно межгосударственному стандарту нормированные характеристики транспортируемой нефти должны также измеряться периодически с интервалом в десять дней. Это помимо их обязательного измерения при сдаче каждой партии нефти для транспортировки. Однако непонятно, кто и в каких точках должен проводить периодические измерения. Судя по происшедшим событиям, в «Транснефти» их либо не проводят, либо они оказываются ошибочными или вообще «липовыми».
О неблагополучии с контролем характеристик нефти говорит, в частности, и такой факт. На пути от Самары до белорусской границы нефтью из трубопровода «Дружба» снабжается ряд нефтеперерабатывающих заводов, в том числе Московский и Рязанский. Если на Мозырском НПЗ некондиционную нефть обнаружили в результате анализов примерно 15 апреля, то российские заводы получили эту некондиционную нефть на 10 суток раньше. Так как они ее пустили в переработку, значит, по результатам анализов российские заводы концентрацию хлорорганических соединений каким-то способом предварительно довели до нормы, либо доверились упомянутым протоколам и без проверки концентрации хлорорганики пустили полученную партию нефти в переработку. В противном случае, Московский и Рязанский НПЗ должны были бы подобно «Белнефтехиму» выставить претензии «Транснефти». Но промолчали. Таким образом, косвенно подтверждается высказанное выше предположение, что российским нефтедобывающим компаниям возможно экономически выгодней использовать на своих НПЗ свою, но более дешевую некондиционную нефть, и при этом чаще менять оборудование заводов, которое ускоренно портится даже при нормативной концентрации в сырье хлорорганических соединений.
На приграничном с Белоруссией узле учета очевидно также должна оформляться сдача и приемка партий нефти с проверкой ее характеристик. Во всяком случае, совместный контроль ее качества представителями обеих стран ради повышения надежности поставок представляется необходимым. Так как некондиционность сырья обнаружили только на Мозырском НПЗ, получается, что и здесь стороны руководствовались упомянутым липовым самарским протоколом. Иначе говоря, как минимум 10 суток приемка и сдача «черного золота» в узлах нефтепровода от Самары до Белоруссии происходила «на доверии». Видимо, для сторон примером послужили нижегородские царских времен купцы, скреплявшие сделки безбумажным честным словом.
Так как 22 апреля на Мозырском НПЗ некачественная российская нефть привела к поломке дорогостоящего оборудования, можно утверждать, что купля-продажа некондиционного сырья «на доверии» происходит давно. Ведь оборудование приходит в негодность не мгновенно, а постепенно, спустя относительно длительное время после начала использования «грязного» сырья. Но претензий из Белоруссии до этого скандала не поступало.
На следующий день Белоруссия приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину и Польшу. Затем были приостановлены поставки нефти в Польшу, Германию, Украину, Венгрию, Словакию и Чехию. В ОАО «Гомельтранснефть Дружба» оценили количество поставленной некачественной нефти примерно в 5 млн. тонн. По оценке этой же организации содержание в «грязной» нефти хлорорганических соединений более чем в 20 раз превысило норму, регламентированную межгосударственным стандартом и контрактом поставок. Это означает, что в тонне нефти содержались не разрешенные 10 грамм, а примерно 200 грамм хлорорганики.
В «Транснефти» эту информацию почему-то не опровергли. Если верить этим данным, получалось, чтобы «загрязнить» 5 млн. тонн нефти сверхнормативными хлорорганическими соединениями, которые закачали в скважины при ее добыче, согласно простейшим арифметическим подсчетам потребовалась 1000 тонн хлорорганики. Для перевозки такого количества «диверсионной» жидкости понадобилось бы 15 железнодорожных цистерн грузоподъемностью по 66 тонн! Оценочная стоимость нефти российской марки Юралз сейчас составляет 69,6 долларов за баррель, тонна такой нефти составляет около 7,28 барреля. За «добытую» таким способом в течение десятка дней «дополнительной» тысячи тонн нефти в виде хлорорганики, можно было заполучить свыше 500 тысяч долларов. Не случись скандала.
На самом же деле, сверхнормативных хлорорганических соединений понадобилось бы гораздо больше, так как значительное количество закачиваемых реагентов остается в скважине и прилегающих к ее устью участках нефтеносных пластов. Столь бурную и продолжительную «диверсию» скрыть было бы невозможно. Поэтому вызывают, мягко говоря, недоумение как заявления белорусской стороны об объемах ущерба, так и безоговорочное согласие с ними официального представителя «Транснефти», который пообещал все исправить за несколько дней.
Стороны либо лукавят, пытаясь, возможно, скрыть какие-то свои грехи, либо в силу малокомпетентности и неосведомленности их представители не способны оценить ситуацию даже простейшими арифметическими подсчетами. Через Белоруссию транзитом ежегодно прокачивается около четверти количества экспортируемой Россией нефти. В 2018 г. это составило 58,8 млн. тонны или в среднем около 1,6 млн. тонны за 10 суток. Как же так получилось, что только за десять суток в апреле этого года в Белоруссию прокачали 5 млн. тонн? Вопросы вызывает и немыслимая концентрация нового «коктейля Молотова», для перевозки которого в точку диверсии требуется 15 железнодорожных цистерн. Целый состав! Неужели 10 дней на виду у всех эту «гадость» анонимные диверсанты беспрепятственно и открыто сливали в нефтепровод? Одна сторона все это всерьез почему-то утверждает, а другая, не опровергая, соглашается, сваливая происшедшее на еще не пойманных «врагов народа»