И кто его знает, на что намекает

May 31, 2016 11:53



Опубликован проект постановления Правительства, обязывающий госорганы закупать электронное оборудование отечественного производства. Но один момент остался непонятен.

Проект составил Минпромторг во исполнение поручений Президента после форума "Интернет-экономика". Согласно этому проекту, если у закупающего радиоэлектронную продукцию госоргана в поданных заявках есть иностранные образцы и 2 отечественных, то иностранные он закупить уже не может. Выбирайте из нашего. Приводится перечень продукции, на закупки которой запрет распространяется. Ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, ЭВМ для обработки данных и много чего ещё вплоть до люстр и фонарей. Чудесно. Если есть наши аналоги, пусть покупают их. Поддержка отечественного производителя, всё в порядке.

Но тут встаёт самый главный вопрос. Что считать отечественной продукцией? Компьютер на разработанном здесь процессоре Эльбрус, а сделанном на Тайване, отечественный? А Таволга с процессором Бакал-Т1, разработанном на основе импортного ядра и сделанном на Тайване в соседней печке с Эльбрусом? А полностью из импортных комплектующих собранный? В проекте этот вопрос освещён. Но лично я не уверен, что смог правильно разобраться, что имели в виду авторы, какие цели преследовали. Может, кто-то сможет? Лучше привести соответствующий пункт полностью и прокомментировать.

"5. Установить, что отдельные виды радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, признаются продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в случаях:
а) создания или модернизации и (или) освоения производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;"
Тут, вроде, всё ясно. Кто-то, например, западная (или восточная) фирма, заключила специнвестконтракт, допустим, построила тут завод, и начала производить продукцию. В таком случае предприятие будет принадлежать той самой нероссийской фирме, и исходя из других пунктов и законов, в некоторых случаях (например, телекоммуникационное оборудование) продукция не будет признана российской. Но в течении 5 лет со дня подписания контакта и 3 лет с начала выпуска продукции на это не будут обращать внимания. А так специвестконтракты предназначены для стимулирования производства в РФ. В постановлении о них не разделяются иностранные и местные инвесторы.
Развитие производства стимулируется. Понятно.

"б) соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта);"
В приложении к упомянутому постановлению Правительства перечисляется продукция пяти видов: станкостроения, автомобилестроения, специального машиностроения, отрасли фотоники светотехники (ради этого и упоминается), энергетического машиностроения и тяжёлого машиностроения. Компьютеров там нет.

в) соответствия параметрам, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, утвержденным совместным приказом Минпромторга России и Минэкономразвития России
от 17 августа 2011 года № 1032/397 (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта);
Этот приказ сам по себе интересен, хотя там тоже нет компьютеров, а средства связи и телекоммуникации, коммутаторы, маршрутизаторы, базовые станции. Помимо пунктов Приложения 1, сходных с аналогичными в законе про программы: производитель должен быть налоговым резидентом РФ, 50% акций должны принадлежать российским субъектам, госорганам или частным лицам (вспоминаем пункт (а) проекта), право на продукт (конструкторскую документацию), он ещё должен обладать или иметь доступ к производственным мощностям на территории РФ (мало ли). Но самое интересное в пункте 1. Там указаны минимальные уровни локализации производства на территории РФ. За каждую из 5 операций дают баллы, которые учитываются в специальной формуле для подсчёта уровня локализации. А операции эти: НИОКР, производство печатных плат (на них припаиваются комплектующие), монтаж элементов на печатные платы, сборка корпусов и механики, программирование и тестирование. Всё в сумме 100 баллов. Надо в среднем 60. По формуле использование импортных комплектующих, имеющих отечественные аналоги, может понизить уровень локализации в два раза максимум, когда они все импортные. Добавил отечественных, хотя бы те же печатные платы, корпуса, и уже вполне можно вписаться.
Но это тоже не про компьютеры. Телекоммуникационное оборудование нас не так интересует.

И последний пункт:
"г) подтверждения Российской Федерации как страны происхождения продукции в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств
от 20 ноября 2009 г. (в случаях отсутствия специального инвестиционного контракта, отсутствия требований к такой продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации
от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»)."
Вот, то, что не попало в постановление №719 из пункта (б), должно быть в этом соглашении. А общее правило в нём в пункте 2.4 гласит, что опять "страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара". Критерий достаточности - изменение первых четырёх цифр в позиции по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Интегральные схемы - позиция 8542, вычислительные машины - 8471. Собрал из интегральных схем машину - изменил номер позиции по ТН ВЭД. Изготовил отечественный продукт. В конце прилагается список исключений из общего правила, но там есть только производство интегральных схем. Компьютеров нет.

Выходит, что собранные из импортных комплектующих у нас здесь компьютеры будут признаны продукцией, произведённой на территории РФ? Всякие интеграторы, видимо, будут рады, но они и так собирают компьютеры для госорганов. Ноутбуки, планшеты и телефоны? Возможно, здесь почувствуют разницу. Но это всё равно сборочное производство. Цель в его стимулировании?
В общем, не до конца понятный проект постановления. Видимо, не зря в нём после пункта 6 сразу идёт пункт 10. Может, самое интересное нам не показали?

Песня:
А вчера прислал по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке только точки, -
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает,
На что намекает.

image Click to view



импортозамещение, экономика, электроника

Previous post Next post
Up