ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ: КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Nov 07, 2021 22:02

      Минувшую неделю мне пришлось провести в Кировской области по родственно-медицинскому делу, сведя относительно близкое знакомство с местным здравоохранением (если вкратце: небезупречно, хотя и выше ожиданий). Поскольку, несмотря на прививки, мы теоретически могли захворать модной болезнью, пришлось обречь себя на карантин - так что свободные часы нельзя было проводить в музеях и других общественных пространствах, а исключительно в собственной комнате или на открытом воздухе. Чтобы не сидеть в четырех стенах за комментариями к переписке Гершензона, в незанятое делами милосердия время мы катались на арендованной машине по самому городу и ближайшим окрестностям. Вот несколько фотографий из этих поездок (часть их сделана с квадрокоптера).

Первая прогулка - в деревню Великорецкое: небольшое село, по направлению к которому ежегодно выходит из Кирова многодневный крестный ход. Посередине населенного пункта (довольно умозрительного - какие-то мелкие домишки, привольно разбежавшиеся по желтым холмам) стоят три сооружения, словно иллюстрация к монографии по церковной архитектуре:



Вот два из них, снятые с земли, чтобы видны были детали:



По странному попустительству большевиков, которые старались все подобное извести, здесь сохранились еще несколько светских старинных зданий:



Примерно в километре от храмов течет река Великая (вопреки своему имени довольно скромных габаритов):



При взгляде сверху видно запасное русло, которое она, вероятно, обживает при паводке:



Именно в этих местах, как часто у нас бывает, Св. Николай все еще борется не на жизнь, а на смерть с Велесом (а поле их битвы - сердца людей): внизу богато обустроенный святой источник на месте, где была обретена нерукотворная икона; чуть выше - волшебная сосна, сплошь увешанная ленточками для защиты от злых духов:





Чуть поодаль - несколько заброшенных домиков и одна покинутая часовня.



На другой день поехали - отчасти по делу, но немного и с экскурсионными целями - в город Слободской. Весь день шел дождь, так что фотографировать почти не пришлось.
      Центральная часть сохранилась почти полностью:



Легендарная деревянная церковь начала XVII века (внутри - филиал музея, но в этот день он был закрыт, да и см. выше про карантин):



Река Вятка во всей своей сумеречной красе:



На крутом берегу беседка, с которой я, словно герой Вагинова, списал (ну, конечно, переснял) все граффити, сильно опровергающие жанровые стереотипы. На одной из колонн было написано: "Мы в 14 лет знаем все, что нам надо знать". Задумчивый город Слободской:



Этот топоним звучит еще задумчивее, но я проехал его, не останавливаясь:



И даже сюда не заезжал, хотя казалось бы…



Дороги сильно различаются в зависимости от статуса: межобластные все в безупречном состоянии, ведущие к райцентрам в основном тоже. А вот те, что соединяют более крупные населенные пункты с совсем маленькими деревнями, непредсказуемы - может оказаться вполне приличный асфальт, а может глинистый ужас. Между тем, в деревнях тоже есть что посмотреть - не говоря уже про памятники вятского барокко (о коем впредь), повинуясь современной моде, вятичи затеяли строить так называемые экологические тропы.
      Вот одна из них, располагающаяся еще в черте города, в Заречном парке:



Электронный определитель говорит, что это обычная сосна, но у нас в Брянской области я таких не видел, тогда как здесь они водятся десятками: с толстенными стволами и сравнительно приземистые:



Вид через реку Сандаловку на Богородскую слободу:



Эти островки, кажется, не намертво прикреплены ко дну, а способны передвигаться (что, впрочем, при отрицательной температуре воздуха не хотелось проверять органолептически):



Следующая серия - с другой экотропы с обязывающим именем "Вятская Швейцария". Ехать до нее довольно далеко - за город с некрасивым именем Советск (который в девичестве, напротив, прекрасно именовался Кукаркой) и дальше по неприятным разбитым проселкам. Сам заказник расположен вдоль реки Немды; тропа состоит из двух разъединенных частей. Забавно, что Швейцария выступает здесь каким-то символом утраченного рая: похожие пейзажи (извилистая река, вяло текущая между заросшими берегами) встречаются во Франции, в Италии, в Боснии и Герцеговине, даже в Израиле - но вот как раз в Швейцарии я ничего подобного не видел. Понятно, впрочем, что под экологический проект "Вятский Израиль" получить бюджетное финансирование было бы куда мудренее.
      С наглядной агитацией все тип-топ:



Да, это она:



Думаю, что сейчас самое унылое из возможных времен для визита, но выбирать не приходится:



Немда:



Она же с высоты:



И еще:



Водопадик:



В конце тропы - занятный скалистый утес, тоже, по преданию, облюбованный древними духами. Впрочем, нам они не помешали забраться наверх: слева идет тропинка, вдоль которой в трудных местах прибиты импровизированные перильца.



Во второй половине XVIII века по всей Вятской губернии стали строить церкви в очень узнаваемой манере, которую называют "вятское барокко" (термин этот, впрочем, довольно свежий). При некотором усердии можно за несколько дней осмотреть все сохранившиеся образцы, но мы из-за основных занятий и короткого светового дня успели увидеть совсем немного.
      Вот церковь в Спас-Талице:



Она же со стороны березовой рощи (вероятно, бывшего кладбища, ныне утраченного):



Город Истобенск. Никольский храм:



С другого ракурса:



Перед ним видно несколько надгробий:



Большая их часть руинирована полностью, но на одном остались почти неповрежденные строки:



"О друг! Где ты? Тебя не стало! Навек расстались мы с тобой" и т.д. Это надгробие Клавдии Семеновны Тулакиной (1882 - 1903). На остальных имена нечитаемы.

Троицкая церковь того же Истобенска:



Она же с высоты птичьего полета:



Пока мы организовывали птичий полет, к нам присоединился местный житель:



Но звук от поднимающегося дрона он не одобрил, так что взыскал две галеты и отправился прочь. А мы полетели вдоль течения Вятки:



Удивительное здание "Дома культуры": если то было вятское барокко, то это совершеннейший вятский корбюзье:



Еще один памятник барокко - в деревне Коршик:



И последний, уже буквально за несколько часов до поезда - в деревне Вяз. Сюда ведет дорога особенно гнусная, так что после ливших несколько дней дождей шанс завязнуть (sic!) был особенно велик. Но дело того стоило:



Детали:



Другой ракурс:



Доставшаяся нам погода, хотя и не благоприятствовала прогулкам и фотографии, напротив, чрезвычайно располагала к погружению в психологический контекст. Современному изнеженному и эгоистичному горожанину, сколь бы он ни был просвещен в области этнографии, мудрено понять сам ход мысли жителей этих деревень трехсотлетней давности. Земля здесь почти бесплодная (глина особенно рыжего оттенка); климат чудовищный: при тогдашней перенаселенности прокормиться было невозможно - большая часть местных жителей уходили в отхожий промысел: одна из деревень, например, сплошь кормилась от речного труда - лоцманы, гребцы, бурлаки. При такой горькой жизни трудно вообразить, что первейшей потребностью окажется возвести исполинскую каменную церковь, изукрасив ее изнутри и снаружи… А ведь по всей огромной губернии именно в последней трети восемнадцатого века вдруг одновременно начинают строиться эти храмы совершенно невероятных габаритов, на несколько сотен молящихся каждый. Причем дело это не насаждается сверху, напротив - граждане подают прошения церковному начальству с просьбой благословить - или строительство нового храма или возведение каменного на месте наличествующего деревянного. Есть в этом какая-то неохватимая умом поэзия. Интересно, конечно, что чувствуют местные жители, каждый день идя на работу мимо этих своих русских парфенонов: у них не должно быть (и слава Богу, конечно) должного уровня отстраненности, как у современных египтян: вероятно, каждый второй из них, несмотря на всю советскую кровавую турбулентность, числит себя среди наследников этих чудотворных строителей. Но, кроме собаки, мы никого не встретили, а если бы и встретили - расспрашивать бы постеснялись.

Всемирный путешествователь

Previous post Next post
Up