Минувшую неделю мне пришлось провести в Кировской области по родственно-медицинскому делу, сведя относительно близкое знакомство с местным здравоохранением (если вкратце: небезупречно, хотя и выше ожиданий). Поскольку, несмотря на прививки, мы теоретически могли захворать модной болезнью, пришлось обречь себя на карантин - так что свободные часы нельзя было проводить в музеях и других общественных пространствах, а исключительно в собственной комнате или на открытом воздухе. Чтобы не сидеть в четырех стенах за комментариями к переписке Гершензона, в незанятое делами милосердия время мы катались на арендованной машине по самому городу и ближайшим окрестностям. Вот несколько фотографий из этих поездок (часть их сделана с квадрокоптера).
Первая прогулка - в деревню Великорецкое: небольшое село, по направлению к которому ежегодно выходит из Кирова многодневный крестный ход. Посередине населенного пункта (довольно умозрительного - какие-то мелкие домишки, привольно разбежавшиеся по желтым холмам) стоят три сооружения, словно иллюстрация к монографии по церковной архитектуре:
Вот два из них, снятые с земли, чтобы видны были детали:
По странному попустительству большевиков, которые старались все подобное извести, здесь сохранились еще несколько светских старинных зданий:
Примерно в километре от храмов течет река Великая (вопреки своему имени довольно скромных габаритов):
При взгляде сверху видно запасное русло, которое она, вероятно, обживает при паводке:
Именно в этих местах, как часто у нас бывает, Св. Николай все еще борется не на жизнь, а на смерть с Велесом (а поле их битвы - сердца людей): внизу богато обустроенный святой источник на месте, где была обретена нерукотворная икона; чуть выше - волшебная сосна, сплошь увешанная ленточками для защиты от злых духов:
Чуть поодаль - несколько заброшенных домиков и одна покинутая часовня.
На другой день поехали - отчасти по делу, но немного и с экскурсионными целями - в город Слободской. Весь день шел дождь, так что фотографировать почти не пришлось.
Центральная часть сохранилась почти полностью:
Легендарная деревянная церковь начала XVII века (внутри - филиал музея, но в этот день он был закрыт, да и см. выше про карантин):
Река Вятка во всей своей сумеречной красе:
На крутом берегу беседка, с которой я, словно герой Вагинова, списал (ну, конечно, переснял) все граффити, сильно опровергающие жанровые стереотипы. На одной из колонн было написано: "Мы в 14 лет знаем все, что нам надо знать". Задумчивый город Слободской:
Этот топоним звучит еще задумчивее, но я проехал его, не останавливаясь:
И даже сюда не заезжал, хотя казалось бы…
Дороги сильно различаются в зависимости от статуса: межобластные все в безупречном состоянии, ведущие к райцентрам в основном тоже. А вот те, что соединяют более крупные населенные пункты с совсем маленькими деревнями, непредсказуемы - может оказаться вполне приличный асфальт, а может глинистый ужас. Между тем, в деревнях тоже есть что посмотреть - не говоря уже про памятники вятского барокко (о коем впредь), повинуясь современной моде, вятичи затеяли строить так называемые экологические тропы.
Вот одна из них, располагающаяся еще в черте города, в Заречном парке:
Электронный определитель говорит, что это обычная сосна, но у нас в Брянской области я таких не видел, тогда как здесь они водятся десятками: с толстенными стволами и сравнительно приземистые:
Вид через реку Сандаловку на Богородскую слободу:
Эти островки, кажется, не намертво прикреплены ко дну, а способны передвигаться (что, впрочем, при отрицательной температуре воздуха не хотелось проверять органолептически):
Следующая серия - с другой экотропы с обязывающим именем "Вятская Швейцария". Ехать до нее довольно далеко - за город с некрасивым именем Советск (который в девичестве, напротив, прекрасно именовался Кукаркой) и дальше по неприятным разбитым проселкам. Сам заказник расположен вдоль реки Немды; тропа состоит из двух разъединенных частей. Забавно, что Швейцария выступает здесь каким-то символом утраченного рая: похожие пейзажи (извилистая река, вяло текущая между заросшими берегами) встречаются во Франции, в Италии, в Боснии и Герцеговине, даже в Израиле - но вот как раз в Швейцарии я ничего подобного не видел. Понятно, впрочем, что под экологический проект "Вятский Израиль" получить бюджетное финансирование было бы куда мудренее.
С наглядной агитацией все тип-топ:
Да, это она:
Думаю, что сейчас самое унылое из возможных времен для визита, но выбирать не приходится:
Немда:
Она же с высоты:
И еще:
Водопадик:
В конце тропы - занятный скалистый утес, тоже, по преданию, облюбованный древними духами. Впрочем, нам они не помешали забраться наверх: слева идет тропинка, вдоль которой в трудных местах прибиты импровизированные перильца.
Во второй половине XVIII века по всей Вятской губернии стали строить церкви в очень узнаваемой манере, которую называют "вятское барокко" (термин этот, впрочем, довольно свежий). При некотором усердии можно за несколько дней осмотреть все сохранившиеся образцы, но мы из-за основных занятий и короткого светового дня успели увидеть совсем немного.
Вот церковь в Спас-Талице:
Она же со стороны березовой рощи (вероятно, бывшего кладбища, ныне утраченного):
Город Истобенск. Никольский храм:
С другого ракурса:
Перед ним видно несколько надгробий:
Большая их часть руинирована полностью, но на одном остались почти неповрежденные строки:
"О друг! Где ты? Тебя не стало! Навек расстались мы с тобой" и т.д. Это надгробие Клавдии Семеновны Тулакиной (1882 - 1903). На остальных имена нечитаемы.
Троицкая церковь того же Истобенска:
Она же с высоты птичьего полета:
Пока мы организовывали птичий полет, к нам присоединился местный житель:
Но звук от поднимающегося дрона он не одобрил, так что взыскал две галеты и отправился прочь. А мы полетели вдоль течения Вятки:
Удивительное здание "Дома культуры": если то было вятское барокко, то это совершеннейший вятский корбюзье:
Еще один памятник барокко - в деревне Коршик:
И последний, уже буквально за несколько часов до поезда - в деревне Вяз. Сюда ведет дорога особенно гнусная, так что после ливших несколько дней дождей шанс завязнуть (sic!) был особенно велик. Но дело того стоило:
Детали:
Другой ракурс:
Доставшаяся нам погода, хотя и не благоприятствовала прогулкам и фотографии, напротив, чрезвычайно располагала к погружению в психологический контекст. Современному изнеженному и эгоистичному горожанину, сколь бы он ни был просвещен в области этнографии, мудрено понять сам ход мысли жителей этих деревень трехсотлетней давности. Земля здесь почти бесплодная (глина особенно рыжего оттенка); климат чудовищный: при тогдашней перенаселенности прокормиться было невозможно - большая часть местных жителей уходили в отхожий промысел: одна из деревень, например, сплошь кормилась от речного труда - лоцманы, гребцы, бурлаки. При такой горькой жизни трудно вообразить, что первейшей потребностью окажется возвести исполинскую каменную церковь, изукрасив ее изнутри и снаружи… А ведь по всей огромной губернии именно в последней трети восемнадцатого века вдруг одновременно начинают строиться эти храмы совершенно невероятных габаритов, на несколько сотен молящихся каждый. Причем дело это не насаждается сверху, напротив - граждане подают прошения церковному начальству с просьбой благословить - или строительство нового храма или возведение каменного на месте наличествующего деревянного. Есть в этом какая-то неохватимая умом поэзия. Интересно, конечно, что чувствуют местные жители, каждый день идя на работу мимо этих своих русских парфенонов: у них не должно быть (и слава Богу, конечно) должного уровня отстраненности, как у современных египтян: вероятно, каждый второй из них, несмотря на всю советскую кровавую турбулентность, числит себя среди наследников этих чудотворных строителей. Но, кроме собаки, мы никого не встретили, а если бы и встретили - расспрашивать бы постеснялись.