В Европе (как, впрочем, и в других местах) я превыше всего ценю природу и погоду, оставаясь в большей степени равнодушным к социальному устройству, архитектуре, бытовым особенностям и национальной кухне. Единственное, наверное, что может заставить меня по-настоящему завидовать - система велодорожек, окутывающая некоторые области Германии, Швейцарии и Финляндии. Как некогда легендарная белка могла добраться от Москвы до Новгорода, ни разу не спрыгнув с дерева на землю, так и вполне реальный велосипедист может отъехать на полсотни километров от столицы, не слезая с велосипедной дорожки.
Ранним утром жаркого дня я выехал из кемпинга на окраине Хельсинки и покатил на север:
Граница между городом и деревней, которую так неумело и старательно стирали при советской власти, в счастливо избежавшей ее стране исчезла окончательно:
А вот граница между машинами и велосипедами осталась:
Бедные обреченные люпины. С этого года в Финляндии они вне закона (вместе с тонкими сигаретами, шиповником и некоторыми марками пылесосов). Цветите, братва!
Удивительно, но вся эта роскошная инфраструктура сделана ради очень немногих любителей. В прекрасный летний день при отличной погоде между городами на велосипеде не ездит примерно никто: за сто двадцать километров я встретил вне пределов населенных пунктов человек десять, не больше (в городах, конечно, ездят все):
Озеро Tuusala (собственно Лесное):
Привал в городке Jarvenpaa (над всеми гласными надо щедро сыпануть точечек, но мне лень возиться):
Редкий попутчик. Примерно год назад на этом месте мы с М. очень живо педалировали под колючими струями дождя, пытаясь поскорее добраться до станции:
Какое-то деликатное сельское хозяйство:
А это уже город Хювинкяа:
Его сосновые аллеи:
Его страшная лесопилка:
Его роскошная площадь:
Я в общем-то думал им и ограничиться. Приехал на вокзал, посмотрел расписание, выключил запись трека (70 км.), выпил водички. И чувствую - не накатался. Проложил маршрут до Хааменлинны и покрутил педали дальше:
Плантация рождественских елок:
Очень странный дом:
Речка Puujoki (собственно Деревянная):
Здесь уже велодорожек нет - провинция! Пилишь прямо по шоссе, впрочем, безлюдному:
Деревня с красивым именем Туренки. Увидев на одометре 100 км., я из ритуальных соображений закусил энергетическим гелем:
А вот уже озеро и сразу за ним крепость Хааменлинна:
Она же вблизи:
Вид на противоположный берег:
Двор крепости:
Поддержание углеводного баланса:
Железнодорожная станция:
Запрещено запрещать.
Вышло чуть меньше 120 км. Красивый удобный трек с редкой для Финляндии разумной транспортной логистикой: из Хааменлинны легко уехать на поезде обратно в Хельсинки, что зачастую проблематично - на некоторых линиях ходят поезда типа Pendolino, в имени которых зашифровано неиллюзорное пендолино, ожидающее ездока: места для великов тут нет. Из Хааменлинны же ездят нормальные электрички со стойлами на три велосипеда в каждом вагоне. Теоретически с 15 до 18 часов ездить с велосипедами запрещено, но на практике все это правило игнорируют.