Велосипедный маршрут «Александров - Переславль» принадлежит к числу напрашивающихся, но логистика его достаточно сложна. Как известно, с Переславлем нет железнодорожного сообщения; ближайшая к нему станция - Берендеево (в двадцати с лишним километрах), где останавливаются три электрички в сутки, причем последняя в сторону Москвы - около семи часов вечера. Уповать на нее было бы довольно нервно: все-таки велопоход - мероприятие непредсказуемое и любая, даже не фатальная поломка байка или седока грозила бы опозданием и ночевкой среди легендарных берендеевских болот под вой собаки Баскервилевых . Поэтому выбрано было обратное направление: мы планировали первым утренним поездом добраться через Александров до Берендеева, докатить своим ходом до Переславля, после чего пробиваться волчьими тропами в сторону Александрова, надеясь приехать туда до темноты. Готовясь к поездке, я прочитал несколько отчетов (среди которых выделяются своей обстоятельностью два, принадлежащие перу высокочтимого
annum_per_annum). Очевидного маршрута между Переславлем и Александровым нет (если не считать таковым возможность тупой пилежки среди выхлопных газов по Ярославскому шоссе), а неочевидных - великое множество: иные из путников, например, утомившись болотными гатями, предпочитали идти по железнодорожным шпалам, ведя велосипеды под уздцы. Сопоставив данные Яндекс-карт, Google Map и Maps.Me (все три источника сильно расходились в деталях), мы придумали свой вариант, загрузили его в телефонную память и двинулись в путь.
Самая удобная электричка из Москвы (необыкновенно, кстати, многолюдная) прибывает в Александров в 8:35. На стыковку с проходящим через Берендеево поездом «Александров - Ярославль» остается двенадцать минут, но за них нужно пройти через треклятые турникеты, перейти платформу и попробовать купить билет. Последнее - ошибка, билетов на это направление в кассах нет, их покупают непосредственно в поезде. Кондуктор толерантен к велосипедам в вагоне (по правилам их положено транспортировать в тамбуре), а попутчикам просто все равно.
Чистенькая и нарядная станция Берендеево и два велосипеда перед началом прогулки:
К Переславлю ведет холмистая живописная асфальтовая дорога, несмотря на свой полутупиковый статус, достаточно загруженная. Покрытие варьируется от совсем ужасного до вполне сносного. Примерно через пятнадцать километров пересекаем по мосту Ярославское шоссе:
Впереди уже видно скопление гнусных многоэтажек, заслоняющих историческую перспективу Переславля:
Еще через несколько километров въезжаем в центр города:
Короткая остановка у Спасо-Преображенского собора:
Мгновенный взгляд на церковь Петра Митрополита и Владимирский собор:
Быстрейший проезд по набережной Трубежа:
Кратчайшая фотосессия на берегу Плещеева озера:
И очень быстрая дорога обратно на берендеевскую трассу:
По ней доезжаем до села Ефимово:
Фотографируем Троицкий храм:
И сворачиваем направо по указателю на Скоблево. Асфальт, хоть и неказистый, быстро сменяется хорошо укатанной (но при этом столь же холмистой) грунтовкой. За очередной горкой открывается довольно любопытное зрелище: добротно сложенная валькирия в земляничном купальнике выделывает на мотоцикле весьма рискованные па, разгоняясь по дороге и закладывая резкие развороты (фотографировать было неловко). На нас она посмотрела довольно надменно. Вскоре за этим на дороге лежал дохлый уж, как бы намекая, что Эрос и Танатос зачастую идут рука об руку:
Первоначальный план был - доехать по хорошо видной (на картах) дороге до деревни Скоблево, оттуда на Архангельское, Багримово, Егорьевское - и там уже попробовать пересечь железную дорогу и пробиться лесом к поселку Владимирово, откуда была обещана грунтовка. Сперва все примерно так и было:
В Скоблево миновали храм Николая Чудотворца (сам храм постепенно реставрируется, хотя колокольня еще во власти хаоса):
А вот ближе к Архангельскому дорога сперва превратилась в еле заметный след самой себя:
А потом исчезла вовсе:
Тут на сцену вышли слепни, до того переминавшиеся за кулисами. Это был невероятно жаркий день - тридцать градусов в тени (а тени как раз и не было). Ехать было нельзя из-за высоких и густых трав: у пешехода же от кровососущих насекомых спасения нет. Около часа мы шли, толкая рядом с собой велосипеды, облепленные слоем оводов и слепней как бедная баба у Некрасова, лишь время от времени ныряя по прихоти покойной дороги в редкие перелески (где слепней сменяли комары):
Что, впрочем, не мешало воздавать должное красоте - там, где она находилась:
Наконец пришли в полуразрушенную деревню Багримово:
Дорога стала чуть заметнее:
Согласно Википедии, при последней переписи там жило два человека. Что делал второй - не знаю, а один, одетый в расшитую рубаху навыпуск, жег что-то смрадное в бочке и при нашем появлении головы не повернул. Не удивлюсь, если именно он завалил гниющими стволами всю тропинку между деревней и одноименной станцией, так что ехать по ней было нельзя (каждые десять метров приходилось спешиваться). Комары же только этого и ждали. Впрочем, все когда-нибудь кончается - и мы наконец вышли к платформе Багримово:
Если бы до электрички оставалось хотя бы два часа мы бы, вероятно, малодушно ее дождались: настолько выматывающим был переход. Но ждать надо было около пяти часов, так что, немного насладившись отсутствием насекомых, которым не давал приблизиться легкий железнодорожный ветерок, мы двинулись дальше в сторону Владимирова. Впрочем, дело пошло значительно веселей:
Между Владимировым и Чернецким пролился дождь, из-за которого грунтовку ощутимо развезло - но зато зной немного спал. На фоне предыдущих деревень Чернецкое - просто мегаполис и форпост цивилизации: руины коровника, разломанная остановка и подобие твердой дороги:
Дальше мы столкнулись с дилеммой - можно было ехать прямо по асфальту на Годуново и оттуда до Александрова - или срезать от Еловок на Балакирево - но по грунтовке. Мы выбрали второй путь и, в общем, не прогадали: хотя грунтовка оказалась и с большим вкраплением камней, но совершенно безлюдная и весьма живописная:
По мере приближения к Балакиреву нас обступала цивилизация:
Само Балакирево мы объехали по краю, выбравшись на асфальтовое шоссе, весьма насыщенное автомобилями. Впрочем, в рамках мировой справедливости, все те, что обогнали нас, застряли в гигантской пробке на переезде, которую мы легко объехали по обочине. На секунду забежали в Александровский кремль:
Бросили на него прощальный взгляд с противоположного берега:
Потом еще один:
Доехали до вокзала и были таковы. Общая дистанция - 99 километров (не считая десяти от дома до электрички и обратно):
Вполне симпатичный поход, хотя и требующий некоторой сосредоточенности.