"БАШНЯ" ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА ПОД ТАЙНЫМ НАДЗОРОМ (начало)

Jun 13, 2011 15:33

      21 декабря 1905 года в верхнем этаже легендарного дома на Таврической проходил званый вечер, журфикс, религиозно-философский диспут - словом, то, что в осеннем петербургском сезоне приобрело имя башенной Среды. Состав регулярных участников к четвертому месяцу существования традиции уже в основном определился: в эту ночь преобладали ( Read more... )

Собеседник любителей российского слова

Leave a comment

Comments 27

n_da June 13 2011, 12:29:32 UTC
Кличку метко дали. Грубо, конечно, но безошибочно, с обывательской точки зрения.

Reply

lucas_v_leyden June 13 2011, 12:37:08 UTC
Клички там вообще чудесные - родственницы Савинкова называются "Траурная" и "Аппетитная", например; еще большая семья есть с банно-прачечными ассоциациями - "Перинная", "Тюфяк" и т.д. Если б еще была на свете наука семиотика, интереснейший был бы для нее материал.

Reply


noctu_vigilus June 13 2011, 12:42:21 UTC
И выглядят так странно эти рапорты. Вот откуда растет "формальное своеобразие" петербургской прозы Хармса.

Reply

lucas_v_leyden June 13 2011, 12:49:03 UTC
Ну да, в принципе, их своеобразие можно объяснить контекстом - малограмотные люди в стесненных условиях пишут функциональные материалы. Но вообще они физически производят сильное впечатление - досье Кириенко-Волошиной, например, все измято и изорвано, клочки сыплются из архивной папки. И прямо живо видно - вот время, вот событие, вот бумага.

Reply

sbforever2009 June 13 2011, 14:09:02 UTC
а где все эти бумаги? Публичка?

Reply

lucas_v_leyden June 13 2011, 14:22:32 UTC
Неа, в ГАРФ'е (Государственный архив Российской Федерации, который раньше был Центральным Государственным архивом Октябрьской революции).

Reply


walentina June 13 2011, 18:12:37 UTC
спасибо!
Ушлые какие - и у Бердяева любовницу вычислили, и Пра припечатали))
Да, ароматом эпохи повеяло... чего уж тут)

Reply

lucas_v_leyden June 13 2011, 18:33:37 UTC
Рад, что Вам понравилось!
Бердяев-то у них давно был на карандаше (и Л.Ю. тоже), а вот с Пра они первый раз столкнулись и она дала шороху:)

Reply


aka_avor June 13 2011, 20:44:09 UTC
Очень интересный текст, прочёл с упоением и разослал знакомым ссылку.

Относительно источников добавлю, что есть ещё картотека Петербургской полиции в ЦГИА СПб. на Псковской, но сохранность такая же, как и в других полицейских фондах. Ну и осколок охранки тоже там сохранился.
Но, по большому счёту, найти что-то по фондам полиции, даже когда много известно о человеке мне представляется большим везением. У нас был как-то случай, когда человек явно был членом партии большевиков, но о нём не нашлось никаких сведений, кроме одного документа из личного дела (зато это была уникальнейшая находка на две сотни листов).

Reply

lucas_v_leyden June 13 2011, 21:05:15 UTC
Спасибо!

О, про эту картотеку я не знал, при случае посмотрю непременно, хотя в этом архиве я бываю до крайности редко... Еще есть индексы к Департаменту полиции во втором здании ГАРФа на Бережковской, но и они небезупречны.
Конечно, Вы правы. Не говоря уже, что множество есть дел, где неизвестно подлинное имя "объекта", а только полицейская кличка. Если я правильно помню, таковым было дело Маяковского и только труд и везение помогли его идентифицировать. А так - сотни единиц с однообразным описанием и безрадостной судьбой. Вообще полицейскими делами толком еще и не начинали заниматься (а после того, как государство перестало финансировать исследования революционной активности и не начнут).

Reply

aka_avor June 13 2011, 21:37:17 UTC
Не знаю, на самом деле, какой к ней доступ, я обычно через знакомых архивистов там работал.
Выложил по ссылке новый путеводитель по Псковской, думаю, Вам интересно будет - http://dl.dropbox.com/u/8776475/905_Arhiv_Kom_T1.pdf
Ещё, если я правильно понимаю, какие-то указатели могли остаться в РГИА при выделении фондов полиции и жандармерии. Но они отчасти бесполезны, поскольку шифры в ГАРФе новые.
Жаль, на самом деле. Интересные материалы. Особенно жаль, что столько сгорело, я после Вашего поста оценил, насколько оно могло бы быть интересно и полезно для разного рода исследований.

Reply

lucas_v_leyden June 14 2011, 05:47:06 UTC
Конечно, интересно! Спасибо большое! Вечером непременно путеводитель проработаю.
Ну да, шифры-то новые, но даже само по себе знание о существовании такого-то материала - великая вещь. Но РГИА при дистанционной работе (через "отдел обслуживания" и переписку) - мука мученическая, многомесячные паузы между ответами и требование непомерных денег за любой чих. Поэтому приходится ездить.

Reply


khebeb June 14 2011, 04:56:24 UTC
Петербургская охранка вроде на Мытной набережной размещалась (напротив Зимнего дворца через две реки), у кабака "Кронверк" времен нашей юности, - а не у Цепного моста

Reply

lucas_v_leyden June 14 2011, 05:50:11 UTC
У меня сложилось ощущение, что на углу Мытной и Александровского (как упоминает Осоргин, ссылка 11) были оперативные службы, а архив и канцелярия - в здании Департамента полиции на Фонтанке, но я могу ошибаться - сейчас полез за источником своей убежденности и сходу его не обнаружил. Посмотрю, спасибо.

Reply

khebeb June 14 2011, 06:11:06 UTC
Мытнинская правильно, это уэ я лажанулся ( ... )

Reply

lucas_v_leyden June 14 2011, 16:31:51 UTC
То есть все получается еще сложнее - "так называемые новые дела" из второй цитаты ставят меня в тупик. Для основного сюжета это непринципиально, но знать всю правду, конечно, хотелось бы.
Спасибо!

Reply


Leave a comment

Up