Оригинал взят у
dubikvit в
Как в России появился кефир А вы знаете, что массовому производству в нашей стране популярного кисломолочного напитка кефир нет и 110 лет? А про то как секрет производства этого напитка добывали на Кавказе можно снимать кино. Ведь в этой истории есть всё для хорошего фильма и романтическая составляющая, и детективная интрига, и почти шпионские страсти. И всё это на фоне восхитительной природы Кавказа. Хотите узнать эту историю? Пожалуйста!
До начала XX века кефир в Центральной России не готовили - лишь изредка завозили с Кавказа и продавали по очень большой цене. Тайна кефира была раскрыта и попала в Россию при романтических обстоятельствах. Во всяком случае, так считается, что раскрыта, хотя это не совсем так. Можно даже сказать, что само появление кефира в России - настоящий детективный роман, начавшийся в начале прошлого века, обросший множеством легенд за свою вековую историю
Родина кефира - подножие горы Эльбрус. Многие века кефир был священным напитком для карачаевцев, и тайну его приготовления не открывали иноземцам. Сам же напиток успешно продавали, но повторить его никто не мог. Считалось, что сей небесный дар в виде желтоватых горошин, именуемых "пшеном Пророка" или "зернами Магомета", в своем посохе принес пророк Магомет, который и научил горцев готовить кефир. Напиток делал человека бодрым и здоровым, по этой причине карачаевцы, всегда славившиеся своим долголетием, тщательно скрывали от других народов секрет его изготовления. Считалось, что его разглашение навлечет гнев Аллаха и вся закваска погибнет, а вместе с ней и народ. Категорически запрещалось продавать кефирные грибки, уступать их даром, или дарить. Запрещалось передавать зерна закваски даже соседям. Закваска передавалась из рода в род. Единственный способ получить закваску - это ее украсть. У карачаевцев был даже специальный обряд "гыпы урлау", в переводе - "похищение кефира"
Первое официальное сообщение о кефире сохранилось в тексте доклада в Кавказском медицинском обществе от 1867 года, где говорилось о его целительной пользе. А вскоре в дворянских собраниях России передавались рассказы о таинственном напитке, который пьют горцы на Северном Кавказе. Получить грибки в искусственной среде русским ученым никак не удавалось. Чтобы не морочить себе голову, весной, 1908 года Всероссийское общество врачей обратилось к молокозаводчику Н. И. Бландову с просьбой наладить производство целебного молочного напитка в Москве. Врачи знали, что Николай Иванович очень предприимчивый человек и ради своего престижа, сможет найти способ заполучить священные зерна.
Бывшие кадровые офицеры российского флота, уйдя в отставку, поначалу открыли в Москве лавку по продаже сыров и молочных продуктов. Став купцами второй гильдии, они накопили капитал, и в 1883 году создали первое паевое торгово-промышленное товарищество «Братья В. и Н. Бландовы в Москве». В начале ХХ века Бландовы, обосновавшись в Кисловодске, приобрели старые усадьбы с постройками на Базарной площади и вскоре возвели на них новые дома с магазинами. На курорте и в его окрестностях Бландовы постепенно создали дюжину небольших сыроварен и крупное хранилище сыров. Поставщиком молока для его сыроварен был молодой карачаевский князь Бек-Мирза Байчоров. Как каждый карачаевец он знал секрет приготовления чудо-напитка, который жаждали получить в России
На фото дома братьев Бландовых на Базарной площади, начало XX века
Но кому же поручить ведение дела? После долгих раздумий «секретный агент» был найден. Выбор пал на помощницу Бландова Ирину Тихоновну Сахарову, которой было тогда всего 20 лет, но она к тому времени уже успела окончить женскую школу молочного хозяйства и прекрасно разбиралась во всех тонкостях молочного производства
Фактически, это была самая настоящая разведывательная операция. Молодая, красивая и бесстрашная девушка отправилась в окрестности Кисловодска к князю Бек-Мирзе Байчорову, в надежде на то, что ей удастся уговорить его продать фирме Бландова небольшое количество кефирной культуры.
Вскоре хрупкая девушка уже стояла на небольшом вокзале Кисловодска и, вдыхая головокружительный горный воздух, любовалась пейзажами белоглавого Кавказа.
Ей предстояло провести шпионскую миссию и вернуться в Москву с заветными зернами. На вокзале Ирину встретил управляющий сыроварнями Бландова инженер Александр Васильевич Васильев и вместе с ним Сахарова, не теряя даром времени, уселась в повозку и по пыльной дороге отправилась в гости к Бек-Мирзе Байчорову в летнюю стоянку - коше на реке Корсунка
Целый месяц Ирина пребывала в доме Бек-Мирзы. Играла музыка, менялись блюда, устраивались состязания джигитов, как мог князь развлекал возлюбленную и старался понравиться милой гостье. Он рассказывал ей древние сказания о Великом Кавказе. Часами прогуливались они по подножью Кавказа, любуясь красотами природы. От ясного голубого неба и вида великолепных гор, сердце Ирины застывало в восторге. Временами, она забывала о своей миссии, но возвращаясь в дом князя, вспоминала о ней и снова заводила разговор о чудодейственном напитке. Бек-Мирза, в такие моменты становился немым и не желал разговаривать о даре Магомета. Сахарова, как ни старалась, не смогла выведать у князя секрет приготовления чудо-напитка. Когда князь покидал стоянку, она, выбиралась на прогулки и вместе с Васильевым ездила по аулам, расспрашивая местных жителей о напитке.
Как и в коше, везде были рады Ирине, везде ее празднично встречали, но никто из горцев не обмолвился секретом напитка. Ей лишь удалось узнать, что магический обряд похищения зерен совершается только между горцами и на иноверцев не распространяется. Расстроившись проваленной задаче, шпионка Сахарова вместе с Васильевым, покинула стоянку горца-аристократа и направилась обратно в Кисловодск.
Пейзажи потускнели, а из глаз девушки потекли слезы. Ирина, опустив голову, думала о больных, которые ждали ее в Москве. Повозка медленно двигалась по ухабистой дороге. Вдруг воздух неожиданно смешался с пылью и послышался гулкий топот копыт.
По пути путников настигли пять всадников. Вооруженные саблями и в черных масках, выглядели всадники устрашающе. Один из них схватил испуганную Ирину, перекинул ее через седло и увез в неизвестном направлении. Всадников послал в погоню Бек-Мирза. Они по приказу князя «умыкнули» невесту. Похищение невесты по древнему обычаю считалось на Кавказе обычным делом.
Перепуганный управляющий, отвязав коня, галопом помчался в Кисловодск и, прибыв в город, немедленно направился к жандармам. Он пожаловался на похищение Сахаровой.
Всадники тем временем, доставили Ирину в спрятанную от посторонних глаз, пещеру. Там «кавказскую пленницу» на роскошных коврах ждали угощенья и подарки. В пещере сидела старая карачаевка. Она то и рассказала Ирине про обычай умыкания невест. Ирина, узнав, что ее похитители не абреки, а посланцы князя обрадовалась и стала расспрашивать старушку про заветные зерна. Карачаевка Ирины только качала головой и, как остальные горцы, давала понять, что зерна священны, и говорить о них не станет. Старушка все время восхваляла князя и говорила Ирине, как ей повезло и что став женой князя, она станет жить в достатке и роскоши в любви и внимании.
Вскоре в пещеру приехал князь. Он встал на колено, извинился за похищение, одарил возлюбленную цветами и попросил стать его женой. Но не успел князь получить ответ, как к ним пожаловали жандармы и освободили пленницу. К сожалению князя, его любовь оказалась безответной. Ирина отказала князю.
Несмотря на то, что пленница была вызволена из своего заточения, представители фирмы Бландова требовали сурового наказания для дерзкого князя, посмевшего похитить их сотрудника.
Но перед судом встала проблема - предстояло наказать не какого-то абрека-разбойника, а представителя древней горской аристократии, сильного своими родовыми и племенными связями. Судья, не желавший обострять отношения с влиятельным горцем, предложил сторонам помириться и простить Ирине "пылкость князя, потерявшего голову от ее красоты".
- Может быть, вы простите князя? - уговаривали Ирину местные власти. - Он же не причинил вам вреда!
- Прощу, - согласилась она. - Только условие: пусть князь подарит мне 10 фунтов кефирных грибков.
На следующее утро Бек-Мирза прислал Ирине кефирные грибки и огромный букет цветов.
И в тот же вечер Ирина, переодевшись в нищенку, спрятала в лохмотья зерна и отправилась в Москву.
Вот так, благодаря Ирине Тихоновне Сахаровой многовековая тайна напитка была раскрыта.
Первый кефир поступил в Боткинскую больницу как лекарство. В то время все приходилось делать вручную. Ирина Тихоновна разливала молоко в 250-граммовые бутылочки, клала их набок в термостат, нагревала, встряхивала по нескольку раз, даже ночью, потом закрывала пар и пускала в термостат ледяную воду. И постоянно следила за грибками, чтоб не теряли своих свойств, не переродились, не болели. Промывала их только кипяченой водой, стараясь руками не касаться. Очень скоро кефир стал популярным. Кефира выпускали все больше и больше, он появился на прилавках магазинов.
Однако при всей своей нынешней доступности «пшено пророка» так и не выдало своей главной тайны - искусственно вывести кефирный грибок ученым пока не удалось. А единственный применяемый на практике способ получения новых порций закваски - это рост и размножение уже имеющихся грибков
В Кисловодске до сих пор сохранились дома братьев Бландовых. Они стоят на улице Кольцова, рядом со старой Кисловодской крепостью.
Дом Николая Бландова в 2014 году
В советское время дома Бландовых были национализированы и переданы под жилье. В таком качестве они сохраняются и поныне.
Дом Владимира Бландова в 2014 году
P.S.
Кефир - это не просто легендарный целебный напиток, он действительно очень уникальный. Готовиться из естественной закваски, которая представляет из себя симбиоз многих микроорганизмов.
Говорят, что в него входит до 22-х видов организмов, большинство из которых это молочнокислые стрептококки, молочнокислые палочки, уксуснокислые бактерии и дрожжи. Между микроорганизмами в кефирных грибках существует тесное взаимодействие, которое хорошо влияет на организм человека.
Были попытки создать искусственную кефирную закваску, однако этого сделать не удалось. Терялся баланс кефирных бактерий, и кефир уже становился не кефиром.
Потому даже в наше время, когда в каждый продукт добавляют кучу красителей, ароматизаторов и прочей химии, но основа кефира попрежнему натуральные грибки.
Когда кефирные грибки заливаются молоком, то происходит не только молочнокислое, но и спиртовое брожение. В результате в кефире образуется немного спирта. Что придает кефиру весьма не обычный, освежающий, слегка островатый вкус и пенистую, сметанообразную консистенцию напитка.
В 19 веке, кавказские горцы изготавливали следующим способом: в бурдюк наливали молоко, клали туда кефирные грибки, завязывали и ставили около дома на солнце, около тропинки. Пнуть прохожему бурдюк с кефиром, являлось способом выразить почтение хозяину дома, так как постоянная встряска бурдюка делает процесс брожения интенсивнее. Сейчас же горцы изготавливают кефир в специальной посуде из глины, которую ставят около теплой печки.
Русские, которые во время войны на Кавказе получали возможность попробовать кефир, оставляли о нём массу положительных отзывов. Даже Пушкин А.С. заценил кефир, который не был похожим на известные в те времена кумыс, простоквашу и молочную водку. Говорили, что и другой известный поэт Михаил Лермонов очень хорошо отзывался о кефире.
Кефир - издавна считается национальным советским напитком. В СНГ 2/3 кисломолочной продукции составляет кефир. Ранее кефир кроме СССР нигде больше не производили. Даже сейчас найти кефир где-нибудь в Европе или Америке не просто. (в таком случае хорошо добыть кефирный грибок и самому готовить домашний кефир)
Известный ученый Мечников И.И. на протяжении свой жизни изучал о процессах старения организма человека. Он утверждал, что старение связанно с гнилостными бактериями в кишечнике, которые отравляют организм. А кефир он считал прекрасным средством, которое уничтожает многие вредные бактерии. Потому то и называют кефир «напитком долголетия».
В России кефир начали изготавливать в начале 20 века, и она обладает правами на его производство. Только Япония и Канада имеют лицензию на его изготовление по лицензии.
Ещё интересен факт, что в Европе нет сметаны в нашем понимании, есть нечто похожее, называемое "русские сливки" или есть "крем-фреш", но без нашей привычной кислинки. Стоит помнить, что сметана это российское изобретение. По факту имеем, что руссие любят кислинку хоть в ржаном хлебе, хоть в сметане, или кефире, или квашеной капусте. Из сего напрашивается вывод, что наше пищеварение отличется от европейского.