(no subject)

May 12, 2022 17:44

Если бы люди тратили на исправление своих ошибок столько же сил, сколько обычно тратят на их отрицание - или хотя бы вполовину столько - то мы с вами жили бы в совершенно другом мире.
В котором про манипулирование писать не имело бы смысла. Просто потому что оно бы было абсолютно неэффективной стратегией поведения.

Ибо любая манипуляционная стратегия выстраивается по принципу "ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад".
Да, начинается всё с того, что обманывают вас.
Предлагая вписаться в некий процесс, который - якобы - должен привести к каким-то хорошим последствиям.

А дальше уже всё зависит от личной способности
- распознать ложь
- признаться самому себе в том, что это именно ложь
- отказаться участвовать в предлагаемом.
И пройти по всем трём стадиям способен отнюдь не каждый.

Чаще всего затык происходит на стадии №2.
Потому что быстренько затыкать свой внутренний голос и смутное (или вполне отчётливое) недовольство, подсказывающие, что что-то тут не так - это практически норма воспитания "хорошего" человека.
Причём, "хорошесть" в этом случае меряется не тем,что человек делает что-то хорошее для себя или для других.
А тем, чего он не делает.

Не спорит, не возражает, не любопытствует, не экспериментирует, не пристаёт с вопросами, не проявляет активности, не.... не..., не...
Сверху всё это прихлопывается лозунгами о скромности, порядочности, разумном поведении...
С явным - или подразумевающимся, что сложнее, такое дольше приходится из психики выковыривать - обещанием, что таким вот скромным-порядочным-разумным хорошим девочкам и мальчикам счастье и удача, богатство и признание, слава и успех непременно сами упадут в руки.

В сложные, кризисные времена тяжелее всего приходится именно тем, кто привык вот так, бессознательно, ждать награды за "хорошесть".

Во-первых, у них рушится мир.
Они же все делали правильно! Не лезли, отсвечивали, не выпендривались, не рисковали, не доставали, честно и добросовестно делали свои повседневные дела... А вместо пакета обещанных ништяков на них упал пакет неприятностей. С которым надо теперь что-то делать.
Во-вторых, привычная реакция на подобные события у таких людей - замереть.
Не на короткое время, не на период шока - который проходит и сменяется поисками новых способов приспособиться к изменениям - а надолго. В ожидании, что всё как-нибудь наладится. И награда всё же найдёт своего героя.
Потому что навык глушить в себе энергию - ту самую, которая на "лезть, отсвечивать, доставать, рисковать" - и как раз за счёт этого приспосабливаться, выстраивался годами.

И если вы думаете, что в этом месте многие способны признать, что, вообще-то, их обманули и  что надо срочно менять своё мировоззрение и поведение, то вы сильно ошибаетесь.
"Хороший" же человек не станет обвинять кого-то во лжи. Особенно если этот кто-то - значимый близкий.
"Хороший человек" будет искать сто тысяч объяснений и три вагона оправданий.
Потратит силы именно на это - а не на поиск новых путей - и останется, в лучшем случае, там же, где и был.

К тому же, активная жизненная позиция в представлении такого "хорошего человека" обычно нагружена негативной коннотацией. Представлена в понятиях "наглость, хамство, эгоизм, глупость, непорядочность, хождение по головам, плевание на окружающих" - в общем, полное фу таким быть. Быть таким, каким быть фу, никому не хочется, это нормально.

А середины, между "подстраиваться, приспосабливаться, обслуживать чужие интересы и не чирикать" - и "быть эгоистичной сволочью, что идёт по трупам к своей цели" в представлении "хорошего" человека никогда нет.
Там или так - или так.

И это та самая позиция, в которую вас будет пытаться свалить любой манипулятор, эксплуатирующий тему "хорошести": если ты не подстраиваешься и не угождаешь - значит, ты плохой. Мерзавец сволочь, ренегат и гад. И о чём с тобой, с таким, вообще разговаривать...

Со стороны может выглядеть смешно и нелепо.
Но в реальности чувства вины и ужаса, возникающие там, где тебя таким вот образом "сделали плохим", бывают настолько невыносимым, что люди готовы на всё, лишь бы только с этими чувствами не встретиться.

И даже в обычной жизни, вне кризисных времён, огромный пласт поступков людей определяет именно этот страх перестать быть хорошим. Для мамы, для папы, для бабушки, для тёти (не важно - живых и реальных или их образов в собственной голове), для текущего круга знакомых (хотя текущий круг поменять куда проще, чем переделать себя), для каких-то норм и правил какого-то сообщества (к которому он тоже гвоздями не приколочен и вполне может найти, другое, более ему подходящее).

психология влияния, 2022

Previous post Next post
Up