О частенько мелькающей теме тех, кто "ничего не хочет".
Детях и взрослых, вырастающих из таких детей.
На первых обычно жалуются родители, на вторых - они сами.
В первом случае это обычно звучит агрессивно-воинственно - "он(а) ничего не хочет!".
Во втором - печально-устало - "как-то я и сам(а) не знаю, чего хочу".
Объединяет ситуации то, что в обоих случаях выходом видится "заставить захотеть".
Его, её, себя.
Ничего из этого, разумеется, не выходит, кроме усугубления внутреннего конфликта - но сужение сознания такое сужение... Из которого по-честному в голову не приходит никакой другой вариант.
Например, взглянуть на то, как он, она, я дошли дошли до жизни такой.
Потому что выход - он там же где и вход, в дверь - оно всегда легче, чем головой стенку пробивать.
Так вот, о "ничего не хотящих" детях, из которых получаются "ничего не хотящие взрослые"...
И о причинах, по которым доходят они до жизни такой...
Причина раз, самая распространённая.
Ребёнок хочет не того, чего, с точки зрения родителей, ему положено хотеть.
А хочет всякой чуши, ерунды, глупостей, ненужного, бесполезного и прочее, и прочее, ряд обесценивающих синонимов каждый может расширить и дополнить в меру собственных познаний.
То есть, он - да, логика - действительно, вроде как не хочет ничего. Ничего из того, что от него хотят, чтобы он хотел.
Ко взрослому возрасту такой человек уже давно привык свои настоящие желания сливать вот в это ведёрко с надписью "чушь-ерунда-глупости-ненужное-бесполезное-и прочее в том же духе", игнорировать и не замечать.
Ровно так же, как эти его желания не замечали раньше другие люди.
Причина вторая, тоже очень распространённая.
Ребёнку достались инфантильные родители, психологически не готовые к тому, что у маленького человечка будут какие-о свои потребности и желания. Много. Разных. Сильных. И много разочарований - тоже сильных - в ситуациях, когда получить желаемое не удаётся.
И наличие желаний, и наличие разочарований инфантильных родителей очень сильно раздражает. Потому что требует от них усилий - либо на то, чтобы дать ребёнку желаемое, либо на то, чтобы помочь ему справиться с разочарование от неполученного - которые они прилагать не готовы в силу собственной психо-эмоциональной незрелости. В результате ребёнок если что и получает, то, по большей части, выплески негативных родительских эмоций в свой адрес. И за желания, и за разочарования.
Выход инстинктивно находится в том, чтобы перестать хотеть. Заглушить в себе способность распознавать свои желания. Получается тихое и удобное депрессивное дитя, не беспокоящее родителей своими "хочу- не хочу", плавно переходящее в депрессивного взрослого, плохо понимающего, что ему делать с собой и со своей жизнью.
Причина третья, одна из самых сложных в распознавании.
Ребёнку снова не повезло со взрослым окружением. Окружением этим оказались люди амбициозные - но трусливые. Хотящие жизненных достижений всего и побольше - но боящиеся за эти достижения бороться и вступать в конкуренцию с такими же взрослыми людьми по взрослым правилам.
И утешения ради вступающие в конкуренцию с собственным ребёнком. Благо, тут-то выиграть - раз плюнуть.
При таком раскладе ребёнок - который по определению слабее, глупее, меньше знает, умеет, может - становится отличным фоном, на котором можно гордо приосаниваться собственной крутостью.
Ребёнок же, вместо помощи и поддержки в своих начинаниях, получает раз за разом унижение и высмеивание результатов этих начинаний. Вынося опыт того, что чем больше пробуешь - тем больше шансов получить ушат дерьма на голову.
Люди, прошедшие подобный путь, обычно большие перфекционисты в какой-нибудь одной сфере - чаще всего, в профессиональной - где вполне могут достигать больших успехов, высоких постов и хороших зарплат. Потому что эту сферу они знают от и до, и риск совершения ошибок в ней крайне невелик.
В остальных же сферах при этом обычно или плохо, или очень плохо.
Причина третья, новомодная.
Это когда детишку начинают практически рождения фаршировать всякими "полезностями".
Развивашки-обучашки-музыка-гимнастика-английский-репетиторы всякие, и прочее подобное, разумеется, не спрашивая мнения самого ребёнка, ориентируясь исключительно на то, что там нынче в тренде у "правильных родителей".
У таких детей просто времени и сил не хватает на то, чтобы понять, чего им там самим хочется; им дышать-то особо некогда за обслуживанием стремления взрослых к званию "родитель эпохи".
И если в какой-то момент включится хотя бы пассивное сопротивление - когда такая детишка засядет в комп или заляжет на диван и начнёт откровенно, неприкрыто, весомо-грубо-зримо ничего не хотеть - то шанс на раннее исправление ситуации ещё есть.
Гораздо хуже, если у организма хватает сил дотянуть в таком режиме - постоянного обслуживания чьих-то фантазий - лет до 30-35.
В самом оптимистичном случае это будет оооочень долгая психотерапия.