В комментариях к предыдущему посту прозвучало наблюдение о том, что, бывает, люди, выбрав себя, мучаются от чувства вины. Вот эта вымышленная вина - которая, несмотря на всю её вымышленность, может переживаться очень остро и болезненно - очень часто бывает тем крюком, который затягивает человека обратно в дисфункциональную систему. Причём, того факта, что, вообще-то, обвинить их в данном случае не в чем, состав преступления отсутствует, люди зачастую не видят в упор.
Давайте начнём издалека.
От одной моей коллеги я когда-то услышала фразу "Жизнь - это мужики и бабы, а не родители и дети".
В том смысле, что в норме основное общение человека происходит в кругу плюс-минус ровесников. С которыми есть общий бэкграунд, общие интересы, общие цели и общие занятия. С которыми можно общаться на равных, без поучений сверху вниз и почтительного внимания снизу вверх.
В норме, люди, у которых всё это есть, дорастив детей до момента их ухода в самостоятельную жизнь, облечённо вздыхают, радуясь освобождению от многолетней позиции старших и за всё ответственных и возможности полностью заняться собственными делами, общаясь с выросшими детьми как взрослые люди со взрослыми людьми.
Людям, у которых есть собственная жизнь, гораздо проще бывает принять тот факт, что у их детей эта жизнь тоже есть. Своя, личная, индивидуальная. Возможно, не похожая на их собственную. Определяемая другими выборами и другими стремлениями.
А бывает, что человек живёт - словно и не живёт.
Выполняет перечень общепринятых пунктов - родился, учился, женился, детей родил, на пенсию вышел...
Ни интересов, ни стремлений, ни желаний. Ни работы, которая увлекает, ни хобби, которому радостно отдать досуг, ни друзей, с которыми можно поговорить об интересном или что-то совместное замутить... Пустота и рутина.
Вот такой способ организовывать свою судьбу чаще всего и пытаются вменить в вину своим ближним - я, дескать, на вас жизнь положил(а), а выыыыы!
Не надо, граждане, ни на кого класть свою жизнь, зачем людям дополнительная тяжесть, будьте добренькими, разбирайтесь со своей жизнью сами.
И вот тут, в этой истории с положенной жизнью, заключается один очень хитрый финт.
Что, дескать, если жизнь на вас положена - то вам с этой жизнью и разбираться. Организовывать, улучшать, развлекать, принимать меры и ликвидировать последствия. Нет, не своих действий последствия - а того, чья жизнь на вас положена была. Предполагается, что вы это - можете. Более того - должны.
Почему? Патамушта.
Во всей этой, не очень симпатичной и очень нереалистичной, конструкции есть один большой и всегда совершенно бессознательный бонус. Иллюзия всемогущества.
Внушённая человеку вера в то, что он может организовать, упорядочить и облагородить чужую жизнь.
Побыть эдаким волшебником в голубом вертолёте. Который и кино, и эскимо, и счастья полный мешок.
Даже если сами обладатели этой жизни ничего для её улучшения не делают - и даже если они делают всё ровно для наоборот.
И вот из этой иллюзии всемогущества, из этой внушённой веры в собственное волшебничество, как раз и возникает пресловутая вина. Что я, дескать, могу эту чужую жизнь улучшить - и не улучшаю. Плохой я, фу таким быть.
В общем и целом, это скорый поезд в депрессию. Потому что переживание себя плохим ещё никому радости не добавляло.
Но!
Штука ещё и в том, что переживать вину и депрессию людям зачастую бывает проще, чем переживать бессилие.
Бессилие перед фактом того, что другие живут так, как они сами выбрали жить.
Бессилие перед тем, что невозможно осчастливить того, кто сам ничего не делает для своего счастья.
Бессилие перед тем очевидным фактом, что если потратить на попытки осчастливливания такого человека ещё и свою жизнь - то в итоге получится две несчастных жизни, а не одна счастливая.
Что всемогущества не существует.
И не получится наладить чужую жизнь, со своей бы разобраться.
Это бывает той трудной правдой, на которую очень не хочется смотреть.
И тогда, в качестве бессознательной сделки с самим собой, выбирается вымышленная вина.
И вполне реальная депрессия.