- Но он там и белогвардейца как-то так сыграл,ч то это получился нехороший белогвардеец.
- Слушай, это советский фильм! Там по определению не могло быть хороших белогвардейцев!
Из разговора
Бесконечно повторяющиеся попытки людей, не имеющих ни малейшего представления о психотерапии, представить эту самую терапию как процесс назначения виноватых, хоть и раздражают временами - но, в принципе, вполне понятны и объяснимы.
Назначение виноватых, вообще, крайне увлекательное занятие, позволяющее, во-первых, поупиваться собственной прозорливостью - вон я как круто всё разрулил, лихо определив, кто тут плохой, кто хороший; во-вторых, сделать вид, что всё многообразие мира можно уложить эту простую, как грабли, и плоскую, как лист бумаги, схему правых и виноватых, хороших и плохих. Практической пользы в этом раскладе никакой - зато моральное удовлетворение. И возможность не утруждаться той самой "интеграцией амбивалентности", которую простыми словами можно выразить как "всё очень неоднозначно".
Такая интеграция невозможна для незрелой ещё детской психики, все мы начинаем жизнь с поляризованного, чёрно-белого и плоского, восприятия мира. Но с возрастом, по мере дозревания мозговых структур, эта самая неоднозначность себя и мира становится заметной и очевидной.
Ну или не становится. И тогда мы видим физически и паспортно взрослых людей, выносящих суждения с размашистой категоричностью двухлетки: это мне не нравится - значит, это плохо. Не для меня конкретно плохо - а вообще, в принципе, для всех и всегда. Почему? Патамушта! Это же очевидно!
Двухлетке оно, и впрямь, очевидно. Потому что двухлетка во взрослом теле искренне не понимает, что лично он и весь окружающий мир - это разное. И убеждать его в этом бесполезно - лишняя информация и белый шум. Двухлетке надо, чтобы мир прогнулся, все другие осознали, исправились и начали делать то, что ему нравится. А если нет - то они плохие и виноватые.
Такие психоэмоциональные двухлетки, если они всё же доходят до терапии, с порога распознаются по одной простой вещи. Они приходят с посылом на "исправить". С тем, что "убедите моего ребёнка/супруга/родителя/проч в том, что я хорош и прав - а он плох и подлежит исправлению". Тупиковая дискуссия.
В лучшем случае, приходят с желанием "исправить себя". И здесь уже можно что-то делать, просто в силу того, что у человека хотя бы отчасти присутствует критическое восприятие собственных поступков и мысль о том, что он способен ошибаться. Хотя путь от представления о своём внутреннем мире как о механизме, в котором можно поковыряться отвёрткой и пассатижами, что-то выкинуть, а что-то добавить, до понимания себя-живого предстоит долгий.
Потому что психотерапия - это не про вину и не про исправить.
Психотерапия - это про то, кто я есть, и про то, как я, такой, какой есть, взаимодействую со всем тем, что меня окружает.
Про то, что я, возможно, чего-то не замечаю. На чём-то, возможно, излишне зацикливаюсь.
Где-то принимаю неверные решения из-за недостатка данных.
Чего-то нужного не умею - и, вместо того, чтобы научиться, постоянно ищу тех, кто сделает это за меня.
О том, что я все сложные ситуации пытаюсь решить одним-единственным, хорошо выученным и привычным способом - даже если этот способ к этим ситуациям совершенно не подходит.
Или о том, что я до сих пор представляю себе мир таким, каким его описывали когда-то папа с мамой - и совершенно теряю почву под ногами в тех ситуациях, когда мир с этими описаниями на совпадает.
И ещё много о чём.
Как легко догадаться, чем больше человек привык мыслить в плоской системе плохих и хороших, тем труднее ему на этом пути. Мысль о том, что "я могу ошибаться - но это не делает меня плохим" в такую систему мышления помещается с огромным скрипом, если помещается вообще.
Бывает, что люди выбирают болеть, страдать, жить всю жизнь тяжело и плохо - но не отказываться от привычной схемы мышления, в которой они безусловно хороши и всегда невинные жертвы скверных обстоятельств и злобных людей. И с этим ничего невозможно сделать.