Подтверждаю Мявины слова. Всем, кто хочет прийти на наш спектакль будет полезно прочитать этот текст.
Оригинал взят у
_mjawa в
ритуал юпитера. what's it about?Это большая удача для меня - увидеть этот текст. Совершенно необходимая авторская режиссерская ремарка для тех, кто пожелает посетить наш Ритуал Юпитера (и для нас, его ритуалящих, в первую голову). Подсказка для Простака-Парсифаля, куда смотреть и что делать, чтобы Четверо не "вышли за дверь, унося с собой Грааль свои четыре сокровища". :)
Оригинал взят у
sane_witch в
ритуал юпитера. what's it about? Я раньше, когда-то давно, писал по большущей статье на каждый ритуал, разбирая по косточкам драматический и эзотерический символизм, а потом практику эту бросил. На целое эссе меня сейчас не хватит, но объяснить режиссерский замысел, наверное, будет хорошо.
Все на самом деле просто. В спектакле две части, и первая служит воротами ко второй. Хитрость, однако, в том, что ворота -- стопроцентно пропускные, то есть, пройдет-то каждый, да вот только вопрос -- куда.
Первый, можно сказать, акт построен на символизме Колеса Фортуны, у которого есть не три, как могло бы показаться на первый взгляд, а четыре агента, и все они изображены на этой чудесной вставной, нефункциональной карте из Silson Lenormand. Германубиса, Сфинкса и Тифона из любого уважающего себя Таро (или как здесь -- троих дурачков) распознать труда не составляет -- это, как всегда, Раджас, Саттва и Тамас; Сера, Ртуть и Соль, "Безмятежность, Лень и Деянье", то есть три действующих принципа, из взаимной алхимии которых состоит в этом мире всё. Они вечно вращаются по колесу, то бегая по нему снаружи, как Джек Воробей, то внутри, как положено белкам и хомякам, то наматываясь на обод -- такова сансара или нормальное положение вещей в нормальном мире.
Но есть и четвертая сила, которую картинка не показывает, а только на нее намекает -- намекает, впрочем, недвусмысленно. Ритуал тоже не называет ее по имени, хотя вроде бы и ясно, что это Юпитер-отец, а в пьесе она прячется под аббревиатурой C.I.C.T. И это, товарищи, Centrum In Centri Trigono, подвести к которому способен только правильно заданный, как в Артуриане, вопрос, и вопрос этот -- КТО ВРАЩАЕТ КОЛЕСО? Глядите: ручка у колеса есть, а руки нет. Означает ли тот факт, что мы ее не видим, отсутствие субъекта? Нет -- только то, что с обода колеса ее не видно. И видно быть не может.
Для тех, кто пребывает на ободе, C.I.C.T. трансцендентен, то есть непостижим и незрим. Что он такое? На это не ответит никто из пока не добравшихся до центра, ответ постигается только там. Отсюда же можно сказать, что он -- не Сфинкс, не Германубис и не Тифон, хотя Сфинкс, в принципе, ближе к нему, чем остальные, и не зря зовется Матерью Тайны.
И именно C.I.C.T. -- единственное условие правильного входа во вторую часть ритуала, в вакханалию, в богообщение, освобождение и просветление.
А лопата, собственно, в том, что стартануть туда можно с любой из трех точек, не пробившись предварительно к центру -- и, стартанув, ты даже кого-то на той стороне встретишь, чего-то достигнешь, но вот чего? Выражаясь высокопарно, не сефирот, а клипот. Вместо экстаза получишь опьянение, вместо свободы -- вседозволенность и анархию, вместо экзальтации -- деградацию; каждый -- свое. Это можно уподобить несуществующему на принятом в Герметической традиции Древе восходящему пути между Хесед-Юпитером и Биной и, следовательно, непрохождению Бездны.
Каждый из спектаклей Элевсинского цикла носит философский и даже в некоторой, малой, степени посвятительный характер. Вакханалия, разумеется, чисто символична -- никто не знает, что на самом жделе происходит ТАМ... вернее, каждому это открывается в свое время и в своих образах, не обязательно дионисийских. А вот что каждый из актеров и зрителей уж точно может сделать ЗДЕСЬ, по сю сторону завесы -- так это отыскать свой собственный Centrum In Centri, точку покоя в центре колеса, которая НЕ ВРАЩАЕТСЯ, когда вращается все остальное -- в том числе по Треугольнику Карпмана.
И это на самом деле крутое посвящение, и пройти его, самостоятельно, самому для себя -- не фунт изюму. Многие не проходят.