Википедия сообщает, что по́ловцы, половчане (в арабо-персидских источниках - кыпчаки,
азерб. qıpçaq,
башк. ҡыпсаҡ,
каз. қыпшақ,
тат. кыпчак,
карач.-балк. къыпчак,
узб. qipchoq; в европейских и византийских источниках - куманы) -
кочевой народ тюркского происхождения. Хотя русские называли этот степной народ "половыми", то есть "соломенными", "соломенноголовыми", за характерный светлый цвет волос. Вам когда-нибудь приходилось слышать о "соломенноголовых" тюрках?
Согласно Википедии, половцы являлись потомками сары-кипчаков, то есть «жёлтых кипчаков», таким образом, это славянский перевод данного этнонима. Русское название «половцы» происходит от др.-рус. половъ - «жёлтый», что может объясняться светлым цветом волос народа, но основная масса кимако-кипчаков имела
европеоидный тип (
средиземноморская раса) с примесью
монголоидности (по данным антропологов) была темноволосой и кареглазой.
Как-то не очень понятно. Получается кочевой народ тюркского происхождения европеоидного типа средиземноморской расы. Ерунда какая-то.
Интересно созвучие между половцами и полянами. Очевидно, этимология слова "поляне" как "живущие в поле" не верна. Не было в lX веке вокруг Киева полей; это была в основном зона лесов. Да и сформировались поляне как племя где-то в районе Карпат, где тоже нет полей. Я думаю, что более разумно связывать слово "поляне" с древнерусским словом "исполины". Кстати, женский род этого слова - поляница.
Половцы оставили после себя так называемых "половецких баб". Википедия говорит, что эти бабы ставились на
курганах древними народами, например,
скифами,
половцами и другими. И тут у нас уже есть "зацепка", сближающая половцев со скифами. А кто такие скифы? Это ираноязычные племена, жившие прежде половцев на той же самой территории.
Скифские воины. Рельеф чаши из кургана
Куль-Оба (
Эрмитаж)
Скифы - это "последние из могикан" древних ариев. Они, конечно, не могли исчезнуть в одночасье. Они постепенно растворились в родственных им по языку и культуре савроматах (сарматах). Особенностью
савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения.
Ну так и в половецком обществе женщины пользовались значительной свободой. Половецкие женщины могли встать во главе коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изображения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжалом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.