Религия и нравственность.

Jun 28, 2016 00:55

Религия и нравственность... Как они соотносятся друг с другом? Одни люди считают, что человеческая нравственность, мораль "вытекает" из религиозности; другие с пеной у рта доказывают, что нравственность существует "сама по себе", и религия тут совсем ни при чём.

На эту тему исписаны горы книг, но всю эту писанину редко кто читает из-за её неудобовразумительности. Попробую я вкратце изложить, как мне представляется соотношение религии и нравственности. Авось кому-нибудь пригодится...

Прежде всего необходимо определиться в терминах: что есть нравственность и что есть религия. Не стану приводить наукообразные формулировки из Википедии и других интернет-ресурсов, а скажу так, как я сам это понимаю.

Возьмём какой-нибудь экстремальный случай в качестве примера. Ну, хотя бы вот этот:

image Click to view



Телёнок чудом спасся из пасти львов и крокодила.

Предложим этот видеоролик для просмотра в каком-нибудь школьном классе, и во время просмотра спросим у детей: "Дети, вы за кого "болеете", за телёнка или за львов? Или может быть за крокодила? Вы, вообще, на чьей стороне?" И, я уверен, что большинство детей скажут, что им жалко телёнка, что они были бы рады, если бы он каким-либо образом избежал лютой смерти. Да, пожалуй, не только дети, но и всякий нормальный взрослый человек сказал бы то же самое.

Но откуда же в нас эта жалость? Ведь у львов и крокодила никакой жалости нет. Для них это вполне естественно - разорвать и сожрать маленького телёнка. Почему же для нас неестественно то, что для животных естественно?

Впрочем, не всегда бывает так, что люди жалеют маленьких и слабых. Иногда в школе группа детей травит какого-нибудь беззащитного ребёнка. Тогда взрослые возмущаются и говорят: "Ах, как это безнравственно - обижать маленькую девочку!" Но откуда же они узнали, что это безнравственно? Ведь это так естественно, как в самой природе, где сильные поедают слабых. Значит, выходит, что естественное, природное поведение - безнравственно, а неестественное или противоестественное - нравственно!

Теперь попробуем взглянуть глазами какого-нибудь маленького паучка, оказавшегося в ванной. Он никак не может самостоятельно выбраться из ванной, так как её стенки очень гладкие и скользкие. И вот он сидит на дне и ждёт одно из двух: или его раздавят, как козявку, или ошпарят кипятком и смоют в канализацию. Но тут происходит нечто удивительное: чья-то рука вынимает паучка из ванны и выпускает его на свободу. "Свершилось чудо!" - ликует паучок. Произошло нечто неестественное, противоестественное и, я бы даже сказал, сверъестественное. Произошло то, чего в природе не бывает. И произошло оно из-за того, что кто-то пожалел маленького паучка и совершил нравственный поступок.

Значит, каждое, даже самое маленькое, доброе дело есть, по сути, чудо. И каждый человек, совершающий доброе дело, является чудотворцем [1]. Не будет преувеличением сказать, что вся человеческая цивилизация держится исключительно на этих чудотворцах; не будь их ежедневных добрых дел - больших и малых, известных и никому не известных, - и Homo sapiens незамедлительно вернулся бы к своим предкам из семейства гоминид в отряде приматов.

Собственно, человека от прочих гоминид отличает лишь наличие некоего сверхъестественного импульса, побуждающего его поступать против естества. Нет этого импульса - и человеческое в человеке "размывается" до полного исчезновения. Про таких людей говорят, что они - "нелюди", "звери", даже "хуже зверей". "О том в истории мы тьму примеров слышим, но мы истории не пишем..."

Откуда же происходит этот импульс? Понятно, что сама природа живёт по "закону джунглей" и подавать этот импульс не может. Феномен детей-"маугли", оказавшихся на воспитании у кормящих волчиц или обезьян, свидетельствует о том, что им природа никакого импульса не посылает. Очевидно, что источник этого импульса находится вне природного мира.

И вот здесь мы вплотную подошли к тому месту, с которого начинается религия. Рели́гия (лат. religare - воссоединять) свидетельствует о потустороннем мире и культивирует практики соединения с существами того мира. Когда-то, давным-давно, "во время оно", произошёл первый контакт между особью из семейства гоминид (назовём её Ева) и существом потустороннего мира (допустим, это был змий). Сверхъестественный импульс проник в гоминид, и они "прозрели". "... И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога".

Сверхъестественный импульс и есть "голос Божий", то есть Божественное откровение. В архаической древности оно воспринималось всякого рода шаманами и пророками, передавалось из уст в уста, затем записывалось в священных писаниях. На этой основе возникла вся многообразная человеческая культура.

Очень часто бывает так, что добрые дела и нравственные поступки совершают как будто нерелигиозные люди. И это даёт повод некоторым людям говорить о том, что нравственность никак не связана с религией. Вот, мол, посмотрите на Павла Корчагина, как он самоотверженно трудится на благо людей на строительстве узкоколейки, до полного надрыва сил, пока не падает, сражённый тифом. А он ведь совсем не религиозный тип!

Что на это сказать? Сверхъестественный импульс довольно часто проникает в душу человека всякими окольными путями. Ведь у Павла Корчагина были и бабушка, и мама, и обе они наверняка ходили в церковь,  "впитывали" там дух Евангелия и, "пропитанные" приходили домой и невольно "заражали" этим духом Павла. Возрастал он в окружении православной культуры. Может быть читал лучших представителей этой культуры - Гоголя, Достоевского, Толстого. Или общался с людьми, воспитанными на этой культуре. Так или иначе, что-то от той культуры могло запасть и в душу Павки Корчагина, хотя он об этом и сам не знал. Хотя, к примеру, Максим Горький вполне осознавал это, когда говорил: "Всем хорошим во мне я обязан книгам". Советских книг тогда ещё не было, когда Горький набирался ума, - значит, человеком он стал опять же благодаря приобщению к "старорежимной" литературе, которая находилась в русле православной культуры и несла в себе тот самый сверхъестественный импульс.

Так что от одного импульса "питаются" религия и нравственность: религия - непосредственно, а нравственность - опосредованно через культуру, ядром которой является всё та же религия.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Вот всего лишь один из многочисленных примеров. Св.Прокоп Сазавский - один из первых чешских святых. imjarek говорит, что он служил по книгам, написанным глаголицей. Запряг в соху беса, пытавшегося его искушать, и пахал на нём. А Бэмби - это потому что оленёнок, спасаясь от охотящегося князя, искал у преподобного отшельника защиты. Князь настолько впечатлился, что отстроил для святого монастырь (виден на заднем плане).



антропология

Previous post Next post
Up