В продолжение темы о "верных слугах скитающегося бога" из статьи
В ожидании нового мифа. В
Записках Ушкуйника содержится интересная информация о
молодёжном движении в Германии. С небольшими сокращениями и исправлениями я решил разместить её в своём хрестьянском "парничке".
Wandervogel - первая антисистемная молодёжная субкультура
Появление молодёжных субкультур принято ассоциировать с Англией. Однако, это не совсем верно. В Германии конца XIX - начала XX вв. было
молодёжное движение «Wandervogel» («Перелётные птицы»), которое, по сути, является прообразом неподконтрольных Системе молодёжных движений.
Может показаться странным, но именно соцветье движений германского народнического “хиппиюгенда” впоследствии дало жизнь всему тому, что сейчас принято называть “молодежными субкультурами”.
Против урбанизма, рационализма, старой системы образования и была направлена первая молодежная организация, которая возникла в берлинской гимназии Штиглица в 1896 г. У изначально небольшой группы появились многочисленные последователи, а к 1913 году численность участников первого в мире контр-культурного молодежного движения оценивалась в 60 000 активных членов и более. Мощное влекущее воздействие бунтарского народнического духа “перелетных птиц” в той или иной мере испытали на себе почти все юноши и девушки Германии первой четверти ХХ в.
Имя Wandervogel ("Перелетные птицы") было заимствовано у кочующих школяров Средневековья. Оно должно было символизировать “свободный дух” молодости, независимость его носителей от старшего поколения городских буржуа - собственных родителей, механической рутины их жизни. Такая постановка вопроса “отцов и детей” была по тем временам абсолютно революционной, а его решение виделось “перелетным птицам” в романтических тонах бескомпромиссного противостояния "Города" и "Природы".
Радикальный нонконформизм европейских бунтарей 60-х годов ХХ века полностью соответствовал духу их “протофашистских” предшественников. Молодежь “Перелетных птиц” презирала всех идолов кайзеровской Германии, монументальный архитектурный стиль вильгельмовской эпохи, опереточный культ всего германского. Вместо этого Wandervogel придерживались революционного консерватизма - единственно приемлемого в том обществе, где традиционный консерватизм уже невозможен, т .к. выливается в мучительную “патриотическую” или эрзац-религиозную профанацию.
“Истинные” Wandervogel были далеки от государства и политики (видя в ней лишь фальшь и лицемерие как “слева”, так и “справа”), они проводили регулярные слёты, фестивали, дискуссии, и основывали собственные поселения, где юноши и девушки, образуя “коммуны”, “сквоты”, приучались к сельскому труду, к общению с природой.
Длительный (2-3 месяца и более) поход вдали от внимания родителей и учителей в спартанских условиях по местам Германии, слабо затронутым индустриальной цивилизацией, был одной из основных форм коллективного времяпровождения “хиппиюгенда”. Походы сопровождались полным уходом в собственный мир (в тонах “стиля фэнтези”, как сказали бы сейчас), а также изучением национальных традиций, воссозданием фольклорных песен (например старинных баллад ландскнехтов), традиционных игр и костюмов. Как пишет один из активистов “Перелетных птиц”, “каждый цветок, каждое дерево, каждый ручей станет близким нам, станет нашим. Мы узнаем легенды, обряды, привычки нашего народа, научимся собирать и ценить их. А вслед за тем, мы будем способны и встать на защиту всего этого”. Обычный “обывательский” туризм, мода на который стремительно росла в начале ХХ века, по понятным причинам встречал неизменную ненависть “Перелетных птиц”. “Походы” виделись участникам Wandervogel как форма протеста против тогдашнего буржуазного, индустриального и милитаризованного общества - не бесплодная “революционная” борьба с “Системой” на ее собственном игровом поле, но Исход “нового народа”, “детский крестовый поход” (в “Перелетные птицы” брали с 12 лет) в духе притягательного для “хиппиюгенда” Средневековья, в духе милленаристских чаяний радикальных мистических сект германской Реформации XVI в. или Гуситских войн.
Вызов старшему поколению буржуа, равно как и всему духу своего времени должен был читаться и во внешнем облике участника Wandervogel. Предпринимались попытки воссоздать средневековый костюм школяров-скитальцев, давших движению имя, - как протест против вычурной и “упаднической” городской моды обеспеченных мещан, подавлявшей индивидуальность внешним лоском.
Исток субкультуры нудизма многие исследователи также относят к Wandervogel. Открытость свету Солнца, радость единения с иррациональными силами природы, культ красоты и молодости , вырвавшейся на свободу из индустриальной тюрьмы города - в ореоле романтической перспективы нового рождения здоровой нации - лежали в её “идеологической” основе.
Наиболее чётко “зелёная” идеология Wandervogel проявилась в эссе философа Людвига Клагеса “Человек и Мир”, написанном специально для легендарного съезда и фестиваля “Перелетных птиц” в Мейсснере (1913 г.) и ставшем одним из наиболее значительных и радикальных экопацифистских манифестов.
Wandervogel зачитывались произведениями своих современников Редьярда Киплинга и Джека Лондона, где романтика дальних странствий и благородство диких племен - детей природы переплетается с гордым осознанием почетного “бремени белых”, и всю мощь своей расы “ариец” может почувствовать только на диких просторах, вдали от буржуазной мещанской Европы.