В продолжение статей
Игра в "классики" и
Суррогатная инициация в "Балладе о детстве" Высоцкого. Продолжим рассматривать крайне интересную тему бессознательных детских попыток осуществления инициатического опыта.
Прежде всего отметим, что обряды инициации в традиционных обществах "выросли" вполне естественно из игр, в которые играли дети. В предыдущих статьях мы уже видели, что самая обычная детская игра в "классики", - если её немножко подправить, - легко трансформируется в инициатический обряд прохождения лабиринта. И мальчишеские хулиганства также легко перенаправляются в русло воинских инициаций. Сегодня мы рассмотрим ещё один немаловажный аспект данной темы. Речь пойдёт о сооружении детьми всевозможных шалашей, землянок, укрытий, где они любят прятаться от взрослых.
В возрасте 12-13 лет многие дети копают пещеры в снегу зимой. Раньше зимы были более холодные, снег не таял и за три месяца зимы его накапливалось очень много, так что в снегу можно было выкопать пещерку. Многие мальчишки увлечённо копали пещеры и "подснежные" ходы, как шахтёры.
Если снега мало, накидывают горку снега и уже в ней выкапывают пещерку.
Раньше, в моём детстве, дети летом копали землянки и "кучковались" там. Сейчас я этого не наблюдаю, хотя игровые шалашики встрачаются довольно часто.
Не только в России, но и в Америке дети любят строить шалаши. Явление это повсеместное и универсальное.
Ещё чаще дети делают себе "убежища" в домах и квартирах из всяких подручных средств. Девочки где-нибудь в уголке комнаты создают "домик" для своих кукол и сами там "живут".
Домик из диванных подушек в подмосковной квартире. Фото И. Герасимовой.
Иногда взрослые даже помогают детям в сооружении игровых "домиков". Один папа пишет, что "купил дочке маленькую палатку, поставил в её комнате и не нарадуется эффекту. Ребёнок счастлив и тучу времени проводит в этой палатке".
В последнее время очень часто вижу шалаши на деревьях.
Первые ассоциации при взгляде на эти игровые сооружения - ощущение необычайной архаики. Слишком уж они напоминают некоторые типы жилища у аборигенного населения Африки, Азии, Южной Америки, Океании и Полинезии.Также такие шалаши напоминают избушку на курьих ножках.
Мы знаем, что посвящения в традиционных обществах совершались именно в таких "избушках на курьих ножках". Известно также, что мальчики, начиная с момента половой зрелости и до вступления в брак, не жили в семьях своих родителей, а уходили жить в леса и другие безлюдные местности, где они сооружали себе землянки, шалашики, избушки. Там они жили особого рода коммунами. Так, например, поступали в древней Спарте и во многих других местах.
Удивительно и поразительно, что наши дети, ничего не зная ни о Спарте, ни о посвящениях, тем не менее бессознательно воспроизводят из поколения в поколение все внешние формы инициатических обрядов. И это лишний раз доказывает, что все обряды посвящений, все мистерии "выросли" совершенно естественным образом; глубоко заблуждаются те атеисты, которые полагают, будто религию "изобрели" какие-то хитрые попы в архаической древности, чтобы "дурить" народ и собирать с него деньги. Нет, если вдруг исчезнут все попы вместе с государственными "культами личности", если наступит крах цивилизации и люди вновь окажутся предоставленными сами себе, как в каменном веке, то инициации снова возродятся из детских "шалашиков" и снежных пещер.